МЕНЮ САЙТА
КАТЕГОРИИ
Новости [46]
О себе [1]
Методическая копилка [136]
Презентации учащихся [37]
Внеклассная работа [3]
Топики [36]
Подготовка к ЕГЭ [13]
Мой класс [7]
Классные часы [2]
Тесты [30]
Наше МО [9]
ОПРОС
Почему Вы изучаете английский язык?
Всего ответов: 115
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
  • Бесплатные программы для изучения английского языка"
  • Грамматика английского языка
  • Рассказы для изучения английского языка
  • Аудиоразговорник
  • Энциклопедия, содержащая более 90.000 статей и 4.000 иллюстраций на самые разнообразные темы
  • Русско-английский словарь Смирницкого
  • Игры онлайн
  • School English: газета для изучающих английский язык
  • ПРАЗДНИКИ
    Международные праздники
    СТАТИСТИКА

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ИНФО
    МОУ "СОШ №33" Учёба началась. Успехов всем.
    ФОРМА ВХОДА
    Главная » Файлы » Наше МО

    Статья Ушаковой Н.Н. "Сущность личностно-ориентированного подхода"
    04.11.2011, 09:06
    Сущность личностно-ориетированного подхода. В современных условиях активизируются развитие педагогики в самых разных направлениях: гуманистическая, социальная, диагностическая, коррекционная, экспериментальная, коллективного творческого воспитания, педагогика сотрудничества. В теории гуманистической педагогики, где личность ребенка представляется как общечеловеческая це нность, правомерны понятия «личностно-ориентированное образование», «личностно-ориентированное воспитание», «личностно-ориентированное образование», «личностный подход». Личностно-ориентированное непрерывное образование предполагает постоянное удовлетворение образовательных запросов человека, создание условий проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы, позволяющей выбрать и овладеть разнообразным образовательным уровнем. Личностно-ориентированное образование в школе направлено на развитие и саморазвитие ученика, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей. Личностно-ориентированное обучение предоставляет возможность каждому школьнику реализовывать себя в познании, в учебной деятельности с опорой на его склонности и интересы, возможности и способности, ценностные ориентации и субъективный опыт. Личностно-ориентированное воспитание – это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей. Гуманистическое личностно-ориентированное воспитание – это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей. Гуманистическое личностно-ориентированное воспитание – это педагогический управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей. Личностно-ориентированный подход – это важнейший принцип психологической науки, предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности ребенка. Именно этот подход определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса, а, следовательно, означает становление субъект-объектных отношений. Личностный подход – это индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как системы, определяющей все другие психические явления. Как известно, личностно-ориентированный подход стал возможен благодаря общественно-политическим, экономическим, социальным преобразованиям, произошедшим в нашей стране в последнее десятилетие. Сменялись ценностные ориентации и в качестве самой большой ценности в соответствии с провозглашенными принципами гуманизации и демократизации общества признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. «Личностно-ориентированный подход воздействует на все компоненты систе­мы образования (образовательные и вос­питательные цели при обучении каж­дому учебному предмету, содержание обучения, методы и приемы/техноло­гии обучения) и на весь учебно-воспи­тательный процесс в целом (взаимо­действие учителя и учащегося, ученика и средств обучения и т. д.), способст­вуя созданию благоприятной для школь­ника обучающей и воспитывающей сре­ды». Из­вестно, что под коммуникативной компетенцией, выступающей в качест­ве интегративной цели обучения ино­странным языкам, понимается способ­ность и готовность осуществлять иноя­зычное межличностное и межкультур­ное общение с носителями языка в заданных стандартом/программой пре­делах. Это возможно только в том случае, если у школьников будут сформирова­ны все компоненты иноязычной комму­никативной компетенции (ИКК). Личностно-ориентированный подход предполагает особый акцент на социокуль­турной составляющей иноязычной комму­никативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направлен­ность обучения, приобщение школьников к культуре страны/стран изучаемого язы­ка, лучшее осознание культуры своей соб­ственной страны, умение ее представить средствами иностранного языка, включе­ние школьников в диалог культур. Все это повышает требования к уровню обученности учащихся но иностранному языку. Выступая в качестве новой парадигмы образования, этот подход обеспечивает большую преемственность между тремя ступенями школы, а также между школой и вузом, позволяет выпускнику в случае достижения им порогового уровня использовать иностранный язык в практической деятельности сразу после окончания школы. В настоящее время в документах по модернизации школы проектируется достижение функциональной грамотности владения иностранным языком, т. е. реальное рабочее владение им, действительно обеспечивающее нашим выпуск­никам возможность речевого взаимодействия с носителями иностранного языка так в личных целях, так и в целях международного сотрудничества. Имеется в виду достижение так называемого порогового уровня во владении иностранным зыком, принятого Советом Европы. Однако, учитывая неодинаковые возможности и способности школьников, их различные планы на будущее и, соответственно, различные профессиональные стремления, допускаются разные уровни обученности: общеобразовательный и несколько продвинутый профильный, ориентированный на выбранную профессию и продолжение обучения в вузе. Применительно к содержанию обучения личностно-ориеитированный подход, по мнению Арияна М.А., проявляется в следующих основных направлениях: 1) Компонентный состав содержания обучения, хотя и соответствует выделенному ранее дидактами (И, Я. Лернер, М. Н. Скаткин), но акценты в интересах развития свободно активной личности падают на деятельностный компонент, на развитие опыт творческой деятельности и ценностные ориентации. Даже в предметах — основах наук «знаниевая» составляющая при личностно-ориентированном подходе должна быть интегрирована в деятельностную составляющую содержания oбучения. Это не значит, что недостаточно оцениваются знания, но это предполагает их практическую направленность, их активное применение. Так соотносятся компоненты содержания обучения иностранным языкам с указанной педагогической моделью содержания образования. 2) При отборе иноязычного содержания обучения в большей мере, чем раньше, учитываются интересы и волнующие школьников проблемы. Это проявляется прежде всего при отборе аутентичного текстового материала, в выборе тем для обсуждения, в привлечении актуального аудио-визуального материала, в том числе с помощью Интернета. 3) Отбор материала предполагает некоторую избыточность и выделение двух 2 уровней: уровня предъявления и уровня спроса. который несколько ниже уровня предъявления, так как учитываются возможности и потребности учащихся. Это позволяет осуществлять дифферинциованный и даже индивидуальный подход к ученикам, ставит их в ситуацию выбора, побуждает к большей самостоятельности и активности. 4) Последнее достигается и благодаря•ной подаче материала (с помощью например, учебников — этих основных «носителей» содержания обучения, а не в сообщении «готовых знаний», в побуждении учащихся к размышлению-«самостоятельному поиску информации, к самостоятельным выводам, обобщениям. Это особенно часто проявляется в проблемном представлении грамматического материала, в том, что темы формулируются в виде проблем, а также в развитии с помощью специальных заданий учебника рефлексии (самоотчета), которая способствует развитию личности, ее самосознания, самооценки. 5) При отборе содержания важно предусмотреть такие материалы, которые аппелируют к личному опыту учащихся, к их чувствам, эмоциям, побуждают к выражению собственного мнения, оценки, что стимулирует формирование ценностных ориентаций. Таким образом, личностно-ориентированный подход предъявляет высокие требования к отбору содержания обучения, к его методической организации. Все меньше места занимают в учебном процессе такие учебные речевые дейст­вия, которые не характеризуются хотя бы условной коммуникативностью, на­пример, чтение всеми учениками одно­го и того же текста и пересказ его друг другу. Все больше используется группо­вая работа над разными текстами, кото­рая позволяет, с одной стороны, каждо­му учащемуся группы выполнять посиль­ные функции, например, при изучающем чтении (чтении с полным пониманием): одному — вполголоса читать текст, дру­гому — выделять незнакомые слова, третьему — искать их значение в слова­ре, четвертому — перевести предложе­ние, вызывающее трудности для пони-мания, и т. д. Такая работа готовит уча­щихся к реальной коммуникации — об­мену информацией с другими группами, читавшими другие тексты, к оценочным суждениям по поводу прочитанного и услышанного от других. Функции школь­ников в группе могут меняться, так же как и состав групп, но важно, чтобы осу­ществлялись взаимодействие, взаимопо­мощь. Такая работа (при правильной ее организации) может способствовать раз­витию речевой инициативы, совершен­ствовать учебные и коммуникативные умения. При личностно-ориентированном под­ходе и использовании адекватных ему технологий обучения создаются особые отношения между учениками и учителем, между самими учащимися, формируются многообразные обучающие и воспитываю­щие среды, часто с выходом за пределы урока и школы. Тем самым личностно-ориентированный подход выступает в качестве дейст­венной стратегии обновления школы, затрагивающей, по сути, все аспекты ее функционирования. Сериков В.В. выделяет следующие особенности личностно-ориентированного подхода: · обеспечивается ориентир на самостоятельный поиск, самостоятельную работу учащегося; · происходит выявление и учет склонностей и предпочтений в процессе обучения; · организуется работа с познавательными стратегиями учащихся в процессе познания; · используется дидактический материал, варьирующийся для учащихся с разной успеваемостью; · устанавливается объем знаний, рассчитанный для каждого учащегося с учетом его познавательных способностей, и подбирается в связи с этим учебный материал; · обеспечивается активность каждого учащегося с учетом его возможностей и индивидуальных склонностей; · учитель предоставляет возможность выбора ученику групповой или самостоятельной работы; · оценка познавательной деятельности сначала осуществляется учащимся, затем учителем; · книги для чтения выбираются детьми, а учитель согласует различный опыт учащихся в процессе урока; · учитель помогает осознать учащимся их познавательные интересы. · обеспечивается согласование учителем собственного обучающего стиля с познавательными предпочтениями учащихся. Также создана законодательная база для реализации личностно-ориентированной стратегии обновления школы: - Разработана и одобрена «Нацио­нальная доктрина образования». - Доработан и принят «Закон об об­разовании». - Разработаны три варианта проектов Базисного учебного плана — Разработаны новые концепции образовательных областей и учебных предметов, в том числе иностранного языка, входящего наряду с родным языком и русским языком как языком межнационального общения в образовательную область «Языки и литература» или «Филология». — Созданы «Минимумы содержания обучения» каждому учебному предмета и «Требования к уровню подготовки выпускников», которые в совокупности представляют собой проект так называемого стандарта образования, т. е. его инвариантное ядро. Это тот допустимый! минимум содержания образования, который должен быть усвоен всеми школьниками и может быть оценен как удовлетворительный. — Постановлением Правительства Российской Федерации утверждена «Концепция модернизации; российского образования на период до 2010 года», в которой отмечается, что цель модернизации образования состоит в обеспечении его «соответствия вызовам XXI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, госу­дарства. В документах по модернизации школы четко выделены три приоритетных направления образования в современном постиндустриальном информационном обществе; информатизация образования, бучение иностранным языкам, овладение социально-экономическими зна­ниями. Вся документация по обновлению школы опирается на личностно - ориентированную парадигму образования, законодательно закрепляет его вариатив­ность, учет возможностей и потребнос­тей учащихся, возможность выбора ими образовательных услуг, предоставляемых государством. Признание важности овладения иностранными языками является следствием интернационализации всех сфер жиз­ни общества, вхождения его в мировое сообщество. Условия создания личностно-ориентированных ситуаций на уроках английского языка. Влиянию личностно-ориентированного подхода на выбор приемов/технологий обучения, создающих благоприятные условия в учебном процессе, посвящается сейчас много интересных публикаций. Е.С. Полат в нескольких номерах журнала «Иностранные языки в школе» за 2000 – 2001 годы утверждает, что «необходимость поставить ученика в центр учебного процесса, сделать его активным субъектом деятельности, организовывать его взаимодействие с другими учащимися, придать учебному процессу реальную практическую направленность заставляет отдавать предпочте­ние таким технологиям обучения, как «обучение в сотрудничестве» и «метод проектов» (последний, как известно, может включать «обучение в сотрудни­честве»). Основная идея метода обучения в сотрудничестве - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных ситуациях для работы над совместным проектом. Это новый подход к предмету, где акцент делается на самостоятельном познавательном интересе. Можно отметить следующие положительные стороны этого вида работы: 1. Повышение общей мотивации учащихся. Проекты - личностно-ориентированный вид работы. При его подготовке учащиеся изучают интересные для себя темы. Например: Сравнительный анализ СМИ в США и России; Российское телевидение в XXI веке; Музыка "Человек в современном мире" и т.д. Проекты предполагают активное участие школьников в разных видах деятельности: они должны писать, клеить, вырезать, обращаться к справочникам, рисовать, составлять коллажи, искать фотографии, рисунки, брать интервью, делать инсценировки, рекламу, сочинять стихи, петь. Все это позволяет учащимся с разным уровнем языковой подготовки наравне участвовать в такой проектной работе. 2. Повышение значимости английского языка как средства общения. Рассказывая о себе и окружающем мире по-английски, учащиеся открывают для себя преимущества английского языка как языка международного общения. Ведь в будущем они могут оказаться в ситуации, где им потребуется описать свой город, хобби, работу, книгу, проблемы любого рода, и проектная работа готовит ребят к этому. 3. Образовательная и воспитательная ценность. Благодаря использованию межпредметных связей (ИЗО, история, английский язык), у учащихся развивается познавательная активность, воображение. Обучение в сотрудничестве предполагает учет психолого-педагогических задач, возраста учащихся, их культурно-языкового пространства. Школьники учатся вести исследовательскую работу, а выполнение проектов дает возможность на практике использовать знания и методы из других областей науки. При оценке проектных работ следует обращать внимание не только на правильное использование языка. Важна также степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Основной прием в методике сотрудничества - работа в группах, но здесь нужно учитывать следующие психолого-методические нюансы: 1. группы формируются с учетом психологической совместимости, с учетом того, что в ней будут сильные, средние и слабые ученики; 2. если нет слаженности в работе - состав группы меняется; 3. учитель распределяет "роли" в группе; 4. группа получает одно общее для всех задание, но для реализации проекта каждый должен выполнить свою часть работы; 5. оценивается работа не каждого ученика, а группы в целом; 6. иногда две группы объединяются и предъявляют совместный результат работы (например, показ рекламы на ОРТ и МТV); 7. некоторые особенно удачные проекты записываются на видеокассеты; 8. по итогам проектных работ выпускается газета в виде проектного задания; обязательно нужна подробная оценка деятельности, с указанием всех положительных моментов. Проектные задания дают понять ученику, что успех или неуспех всей группы зависит от каждого. Практически, это обучение в процессе общения. К подготовке проектов учащимися среднего звена можно привлекать старшеклассников. Описывая, интерпретируя, рассуждая и играя, учащиеся овладевают необходимыми в общении речемыслительными умениями и навыками. Задача педагога - управлять этим процессом, постепенно усложнять речемыслительные коммуникативные задачи. Сотрудничество, сотворчество ученика и учителя, создание творческого микроклимата - обязательная основа личностно-ориентированной технологии обучения. Следует иметь в виду, что педагогическое воздействие всегда однонаправлено (учитель - ученик), а сотрудничеству, взаимодействию присуща разнонаправленность (ученик - учитель, учитель - ученик, ученик - ученик). Данная технология заслуживает внимания, т.к. она удовлетворяет потребности детей в общении друг с другом и с учителем. Такой процесс обучения выявляет три стороны общения: 1) информативную (передача и обмен информации); 2) интерактивную (организация взаимодействия в совместной деятельности); 3) перцептивную (восприятие и понимание человека человеком). Как было уже сказано выше, обучение в сотрудничестве тесно связано с проектной технологией, которая способствует формированию творческой личности, выступает как один из способов повышения эффективности формирования иноязычной коммуникативной компетенции, развития познавательных интересов учащихся, интеллектуальных умений критического и творческого мышления. Е.С.Полат предложила следующее определение понятия метод: "Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути”. Уже не первый год учителя широко и последовательно применяют методику проектов в процессе обучения английскому языку во всех параллелях начальной, средней и старшей школы. Однако важно подчеркнуть, что проект­ная методика имеет большую практическую направленность (направленность на создание реального речевого и часто неречевого/материального продукта); позволяет сочетать самостоятельную ин­дивидуальную работу с групповой и коллективной работой; обеспечивает выход речевой деятельности в другие виды деятельности: трудовую, эстетическую; стимулирует самостоятельный поиск учащихся нужной информации; требует развития творческой фантазии для того, чтобы выигрышно организовать найденную информацию и представить ее другим. Метод проектов активизирует все стороны личности школьника; его ин­теллектуальную сферу, его типологичес­кие особенности и черты характера: це­леустремленность, настойчивость, лю­бознательность, трудолюбие, толерант­ность, его коммуникативные умения, чувства и эмоции. Таких впечатляющих результатов в области применения проектной методики, вероятно, сложно было бы ожидать без интегрированных курсов, так как ученики стараются черпать свои знания из других предметов. Целью подобных курсов, состоящих как бы на перекрёстке различных научных дисциплин является формирование индивида, как культурно - исторического субъекта – личности, свободной от фанатической нетерпимости, характерным качеством которой считается широта взглядов. Никитина Л.Л. также утверждает, что метод проектов способствует развитию социально – коммуникативных особенностей личности школьника, обогащению знаний по предмету, создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческих способностей ребенка, выявляет его индивидуальность, повышает профессиональную компетентность самого учителя. Ученики осваивают проектную деятельность постепенно, от простых микропроектов (альбомов, коллажей, настенных плакатов) до долгосрочных исследовательских работ, выполняемых по всем правилам данной технологии. В проекте все идет от фантазии, воображения и, если даже всем ученикам предлагается одна тема, то все проектные работы получаются разными. Проектная деятельность ставит учащегося в ситуацию реального использования изучаемого языка, дает возможность переместить акцент с лингвистического компонента на содержательный и сосредоточить их внимание не на языке, а на проблеме, способствуя осознанию целей и возможностей изучения иностранного языка, включая процесс освоения иностранным языком в продуктивную творческую деятельность. Учебный процесс при этом строится не с точки зрения приоритетов учебного материала, а с точки зрения развития личности ученика, исходя из ее интересов, способностей, возможностей. Дидактическими целями общешкольных проектов являются следующие: 1) формирование устойчивого интереса к учебному процессу ввиду значимости результатов исследования; 2) реализация индивидуализации и дифференциации обучения через использование педагогических технологий личностно-ориентированного подхода; 3) совершенствование навыков самостоятельной работы в процессе поиска и подбора необходимой литературы; 4) развитие социальных и коммуникативных умений при использовании технологии сотрудничества; 5) развитие интеллектуальных умений критического и творческого мышления при решении исследовательских задач, требующих интеграции знаний из разных областей. Таким образом, мы видим, что метод проектов может стать одним из эффективных способов формирования и развития личности учащихся, умеющей ориентироваться в огромном потоке информации, способной принимать нестандартные решения, раскрытия их интеллектуального, духовного и творческого потенциала, повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности. Так как личностно - ориентированный подход предполагает организацию равноправного, уважительного педагогического общения с учеником, при котором учащийся является субъектом своей деятельности, применяется еще один метод реализации данного подхода – методика самооценки. Данная методика позволяет осуществлять с максимальной степенью эффективности обучение самостоятельному выбору деятельности, постановке цели, поиску способов её достижения, самостоятельной оценке результатов. Так, прохождение каждой программной темы, как - то "Страны изучаемого языка", "Проблемы современной молодёжи", "Система образования" и т.п., заканчивается тестом, включающим в себя контрольные задания по всем четырём видам речевой деятельности (аудирование, чтение, письмо, говорение), результаты которых оцениваются учащимися самостоятельно, что позволяет им «повыситься» в глазах самого себя и окружающих. Таким образом, позволяя учащимся самостоятельно оценивать собственные результаты и результаты своих товарищей, мы развиваем внимание и ответственность. Таким образом, личностно-ориентированный подход – это важнейший принцип психологической науки, предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности ребенка. Именно этот подход определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса, а, следовательно, означает становление субъект-объектных отношений. Личностно-ориентированный подход – это индивидуальный подход к человеку как к личности, с пониманием ее как системы, определяющей все другие психические явления. Этот подход требует знания структуры личности и ее элементов, их связи как между собой, так и целостной личностью. В связи с этим следует выделить идею данного подхода, суть которой в том, что в школу приходят не просто ученики, а ученики-личности со своим миром чувств и переживаний. Это и следует в первую очередь учитывать учителю в своей работе. Он должен знать и использовать различные ситуации реализации личностно-ориентированного подхода на уроках, в которых каждый ученик чувствует себя личностью. Личностно-ориентированный подход предполагает гибкость в определении целей, учитывает личностные интересы школьников, их индивидуальные особенности и создает предпосылки для большей результативности обучения. Для реализации личностно-ориентированного подхода на уроках иностранного языка необходимо создать условия, при которых у учеников возникала бы мотивация к обучению. Среди методик, способствующих развитию познавательного интереса, повышению мотивации, являются: метод проектов, обучение в сотрудничестве, методика самооценки.
    Категория: Наше МО | Добавил: volodicheva
    Просмотров: 2859 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 1
    1 HeagsFlegoget  
    0
    Walking, hiking
    Cycling
    Playing cards
    Travel, sightseeing
    Football

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    ПОИСК
    ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
    [27.12.2017][Тесты]
    Тест на использование much, many, few, a few, little, a little, a lot of, plenty of, a great number of, a great amount of, a great deal of (1)
    [10.12.2017][Методическая копилка]
    ФГОС Основная школа (1)
    [27.11.2017][Тесты]
    Тест с множественным выбором на отработку грамматических навыков (1)
    [15.11.2017][Методическая копилка]
    Разработка урока "Окружающая среда" Володичева А.С. (1)
    [01.11.2017][Методическая копилка]
    для 6 А ( с помощью сайта http://refolit.narod.ru/English/engl_3.html) (1)
    [25.10.2017][Презентации учащихся]
    Презентация "США" (3)
    ДРУЗЬЯ САЙТА
  • Официальный сайт МОУ "СОШ №33 с УИОП"
  • Официальный сайт управления образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области
  • Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
  • Официальный сайт департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области
  • Дайвинг с ALEX
  • ФОТО
    Copyright © 2024 volodicheva.ucoz.com | Сайт создан при помощи студии"PSTime" | Используются технологии uCoz