Статья Матис.Л.А., Тыртышникова И.А "Проблема оздоровления учащейся молодежи".
27.12.2013, 21:41
Быть здоровым - это естественное стремление человека. Здоровье означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремиться к самосовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты. Однако имеются причины, по которым у человека происходит спад психофизических сил. Одной из наиболее существенных причин является нездоровье. И только познав свою биологическую природу в целостности и динамике жизненного цикла во взаимосвязи с различными факторами внешней среды, человек сможет целенаправленно использовать эти знания в формировании своего здоровья и управления им. Новейшие исследования свидетельствуют, что смерть от физиологической старости наступает крайне редко. Основной ее причиной являются другие - внешние факторы. К ним, прежде всего ,относятся :плохое, неполноценное и неправильное питание, плохие жизненные условия ,большие нервные нагрузки, неразумный образ жизни, всевозможные болезни, травмы, двигательная пассивность, вредные привычки. Такое положение обусловлено целым рядом причин, среди которых ведущее место занимают: низкий уровень общей и физической культуры, как отдельных людей, так и общества в целом. Наиболее актуальной и важной проблемой в современной жизни и здоровье человека является питание - основа жизни. Значение питания в жизнедеятельности человека отражает выражение Г.Гейне "Человек есть то, что он ест", подчеркивающее исключительную роль питания в формировании тела и поведения человека. Характер питания оказывает огромное влияние на физическое развитее человека, особенно в детском и подростковом возрасте. Правильное питание абсолютно необходимо для обеспечения нормального кровообращения, полого развития, поддерживания нормального состояния кожных покровов. Без нормального питания не может работать ни один внутренний орган: ни сердце, ни желудок, ни печень, ни почки. Более того, здоровое питание выполняет еще и защитную функцию, повышая устойчивость детей и взрослых к инфекциям, ядам, радиоактивному излучению и другим неблагоприятным факторам внешней среды. Для осуществления своей жизненной функции организм нуждается в определенном количестве энергии. Если энергии поступает больше, чем требуется - равновесие в организме нарушается и избыточная энергия преобразуется в жир. Проблема ожирения становится актуальной как никогда. Ожирение все чаще становится причиной пониженной работоспособности, источником многих жизненных затруднений. В борьбе с ожирением необходимо опираться на врожденную потребность человека в движении, используя при этом наиболее эффективные физические упражнения, наиболее благоприятными являются общеразвивающие упражнения, не продолжительный бег, все виды плавания, спортивные игры. Одно из главных условий в борьбе с ожирением - регулярность занятий. Следующей проблемой здоровья и здорового образа жизни, на мой взгляд, является психоэмоциональное перенапряжение школьников. Нарушение психоэмоционального равновесия в поведении детей - тревожность, агрессивность, ссоры, конфликтность - очевидная реальность современной школы, фон ее учебного процесса. Учителя встречаются с этим каждый день, что отрицательно влияет на здоровье школьников и учителей. Основная причина проявления массовой агрессивности - поток наступательной и агрессивной информации. Повышают агрессию у школьников и неблагоприятные социальные условия в обществе. Они способствуют переходу агрессии в агрессивность, т.е. из состояния в свойства личности. Постоянное проявление агрессивности ведет к ухудшению функциональных систем. В последнее время у школьников 11 - 13 лет резко возросли показатели таких заболеваний ,как гастриты, язвы желудка, снижение памяти, иммунитета. Вот и получается, что многие болезни школьников связаны с их психоэмоциональным состоянием. А профилактическую и оздоровительную функцию могут выполнять уроки физической культуры. Вывод однозначен: средства физической культуры и спорта действенный фактор урегулирования конфликтов, создания в школьном коллективе доброжелательного настроя на занятиях. Эффект педагогического воздействия окажется неоценимым для школы, если средства и методы физической культуры применяются целенаправленно и обязательно подкрепляются теоретическими знаниями учащихся. У каждого человека есть свой набор тех или иных привычек. Их можно разделить на полезные ,бесполезные и вредные. Основными вредными привычками являются наркомания, алкоголизм, табакокурение. В последние годы в России наркомания приобретает масштабы национальной трагедии. Она затрагивает ,прежде всего, молодое поколение. Проблема наркомании сочетает в себе факторы биологические, психологические, культурные, религиозные, этические, политические, экономические и социальные. Употребление наркотиков наносит непоправимый ущерб здоровью молодого человека. Выделим наиболее значимые: 1.Одноразовое употребление наркотиков создает реальные предпосылки для систематического употребления наркотиков. 2.Систематическое употребление наркотиков подростком неизбежно приводит к развитию непреодолимой зависимости, как психической, так и физиологической. 3.употребление наркотиков создает предпосылки для отчуждения от сверстников ,отдаления от прежних друзей. 4.Наркомания, как правило, сопровождается воровством, проституцией, преступлением. Лечение наркоманов - это не только медицинская проблема в чистом виде. Прежде всего, это проблема государственная. Следующей национальной проблемой России является алкоголизм .Употребление алкоголя связано с самыми разными событиями: радостными и печальными, нередко алкоголь употребляют без всякого повода, чтобы повысить настроение или уйти от реальности .Злоупотребление алкоголем всегда оказывает разрушающее действие на организм. Алкоголь вызывает быстрое привыкание организма чтобы получить один и тот же эффект, доза алкоголя со временем увеличивается. От алкогольной зависимости можно избавиться, но при одном условии - сильное осознанное желание самого пьющего, помощь со стороны сверстников и семьи, организация досуга, приобщение к спорту и физической культуре. Еще одной, на мой взгляд, национальной трагедией является табакокурение. Табакокурение - одна из самых распространенных вредных привычек. Табачный дым содержит никотин, угарный газ, аммиак и значительное количество веществ, вызывающих образование злокачественных опухолей. Продолжительность жизни курильщиков на 7 - 15 лет меньше, чем у некурящих. Подсчитано, что курение является причиной 90% случаев смерти от рака легких. Курение может быть не только активным, но и пассивным. Некурящий человек ,находясь в помещении с курильщиком в течение только одного часа, по существу, каждый раз "выкуривает" половину сигареты. У него наблюдаются негативные изменения деятельности нервной системы, нарушается состав крови, деятельность сердечно - сосудистой, эндокринной и выделительной систем. Отказ от курения сразу же уменьшает риск развития сердечно - сосудистых заболеваний и заболеваний легких. Чтобы бросить курить, этого надо очень захотеть. Занятия физической культурой и спортом оказывают большую помощь в ограждении молодежи от вредных привычек. Регулярные и разносторонние занятия снижают у молодого человека комплексы неполноценности, придают уверенность в себе, что позволяет ему активно противостоять вредным привычкам, аморальному и безнравственному образу жизни. Спорт и физкультура помогают успешно решать задачи по самовоспитанию и саморазвитию личности, эффективно познавать свои физические и духовные возможности. Литература: 1. Н.В.Барышева, В.М.Минияров, М.Г.Неклюдова. Основы физической культуры школьника. Учебное пособие для учителей физкультуры.Самара,1994 г. 2. В.М.Качашкин, Методика физического воспитания в школе,1962 г. 3. В.И.Лях, А.А.Зданевич. Физическая культура 10 - 11 класс. Учебник. М.,Посвещение,2006 г. 4. Физкультура в школе №3,2002 г. 5. Физкультура в школе №4,2003 г.