Аудирование - одно из важнейших средств, которое должно быть сформировано в достаточной степени. Для более целенаправленного обучения аудированию необходимо знать его отличительные особенности как вида речевой деятельности. И.А.Зимняя выделяет следующие особенности:
1. Аудирование, как и говорение, относится к видам речевой деятельности, который реализует устное непосредственное общение.
2. Аудирование является реактивным видом речевой деятельности.
3. Аудирование это рецептивный вид речевой деятельности.
4. Основная форма его протекания – внутренняя, невыраженная в отличие от говорения и письма. Основой внутреннего механизма аудирования являются такие психические процессы, как восприятие на слух, внимание, узнавание и сличение языковых средств, их идентификация, осмысление, антиципация, группировка, обобщение, удержание в памяти. Следовательно, предмет аудирования – чужая мысль, закодированная в тексте и подлежащая распознаванию.
5. Продукт этого вида речевой деятельности – умозаключение, результат – понимание воспринятого смыслового содержания и собственное ответное поведение, речевое и неречевое.
И.А.Зимняя также включает контроль и самоконтроль в структуру речевой деятельности. Коммуникативная задача создаёт установку на слушание, ориентирует в том, какой должна быть широта и глубина понимания (полное понимание всего текста или понимание его основного содержания). Коммуникативная задача стимулирует интерес, который может быть направлен либо на извлекаемую информацию, либо на сам процесс решения задачи
Чтобы сделать понимание наблюдаемым, надо с помощью контроля (самоконтроля), т.е. с помощью вербальной или невербальной реакции вывести понимание во внешний план. Таким образом, аудирование – это сложный, специфически человеческий вид внутренней речевой деятельности, которая в процессе обучения должна иметь выход во внешний план.
Психологические и лингвистические трудности, которые возникают при овладении этим видом речевой деятельности следующие:
1. Аудирование – это сложное умение воспринимать речь на слух в одноразовом её предъявлении.
Преодолеть эту сложность можно при постепенном обучении школьников переспрашивать, задавать уточняющие вопросы, просить повторить.
2. Аудирование разных источников информации тоже вызывает трудности у учащихся. При непосредственном общении аудирование облегчается паралингвистическими средствами: мимикой, жестами. При использовании ТСО эти факторы отсутствуют и к речи учителя учащиеся постепенно привыкают и легче понимают её.
Преодолеть эти трудности в условиях школы можно только частично, приучая школьников, к восприятию речи не только учителя, но и других лиц, привлекая в большей степени ТСО, вырабатывая у учащихся привычку к восприятию речи в фонозаписи.
3. Вызывает трудность при восприятии на слух быстрый темп речи и различия в тембре голоса (особые трудности вызывает восприятие высокого тембра). Темп воспринимаемой речи не должен быть выше темпа внутренней речи аудитора.
4. Длительность звучания текста тоже может затруднять аудирование.
Следует начинать с текстов малой длительности звучания и постепенно увеличивать её
5.Особую трудность для восприятия на слух представляет диалогическая речь по сравнению с монологической (особенно в фонозаписи), так как возникает необходимость дифференцировать говорящих. Нужно тренировать учащихся в восприятии обеих форм речи.
6. Затрудняет понимание недостаточное знание большого контекста.
7. Затрудняет понимание сложное синтаксическое оформление воспринимаемого на слух высказывания, наличие большого числа придаточных предложений, вводных слов и т. п. Необходимо снимать трудности (установка на понимание основного содержания).
8. Затрудняет понимание наличие незнакомых явлений: слов, словосочетаний, новых грамматических явлений.
9. При аудировании важно удерживать в памяти, как текст, так и его части
Внутри этого вида речевой деятельности можно выделить следующие действия, рассматривая их как промежуточные цели обучения аудированию:
|