Проблема работы с одаренными учащимися - одна из современных задач модернизации образования ,но она всегда присутствовала и решалась в той или иной степени на всех этапах развития любой системы образования посредством дифференцированного и индивидуального подхода в обучении . Я считаю, что долг и дар учителя заключается в том. чтобы создать условия , в которых ученик мог бы проявить себя и показать путь для самореализации . Мой учебный предмет – английский язык , обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности ,а значит и для выявления одаренных детей , так как здесь как нигде ещё , по моему глубокому убеждению ,реализуются межпредметные связи . Я убеждена в том , что одарённый ученик одарён очень во многом , это в свою очередь помогает ему глубже понять свою будущую специальность , быть эрудитом и интересной личностью. А как же , скажете вы ,те , кто ничем не проявил себя , замкнут , стеснителен ? Стараюсь подбирать к ним ключик , разговорить ,а это сделать нелегко , так как такие дети молчат на уроках по другим предметам , на них у учителей часто не хватает времени . Но их головной мозг , как магнитофон , записывает всё , что слышит , и если нажать нужную кнопку , они выдадут соответствующую информацию . Т.е., я хочу сказать, что, чем выше уровень преподавания в классе, тем выше общий уровень развития в данном классном коллективе . Мои классы все были разноуровневые , но никто не считал себя хуже или лучше из-за каких – то качеств . Наоборот , ценились доброта и терпимость к разнообразию . Более того , одарённые личности не должны ставить превыше всего своё Я, а быть более высоконравственными , так как именно от них зависит будущее человечества , зависит то , в каких целях будут использоваться их достижения или открытия : в мирных, на службе Отечеству или они мечтают сменить место жительства на заграницу . А так называемые неуспевающие , к которым окружающие относились с должным пониманием . без оскорблений будут лишены чувства зависти и злости , что не толкнет их на путь преступлений .Наши подопечные должны осознать , что есть множество способов испытать и реализовать себя , будь то в походах , субботниках , концертах ,спорте , различных конкурсах ,но главное при этом , уметь дружить . Так что же это такое Дар? В 5-х-6-х классах дети любят Дни Природы по временам года с экскурсиями, тематическими вечерами, где уже проявляются их интересы и таланты, в 7,8-х классах мои учащиеся записывают в дневнике следующий девиз: У меня есть ДАР- это Доброта, Аккуратность, Работоспособность. Постепенно , учащиеся осознают, что доброта - это терпимость ко всему живому , желание помочь , аккуратность - это чистота , экология во всём и в человеке тоже, работоспособность - это трудолюбие и творчество. Для 9-11-ти-классников их отношение ко мне как к старшему другу, наставнику, они знают, что лень , лесть , ложь порождают друг друга, что в жизни может случиться всякое и надо быть готовым ко всему, но выход есть из любой ситуации , но он должен быть не за счёт других , не в ущерб окружающим . Какие же следуют выводы из всего , несколько лирично изложенного выше ? 1 .Главная, ключевая фигура в учебно – воспитательном процессе – это учитель, от него во многом зависит будущее его воспитанника. 2. Но только счастливый, не униженный человек может сделать счастливым другого, так значит, сначала надо создать условия для творчества учителю и тогда УЧИТЕЛЬ будет звучать гордо! Вот немного философские размышления об опыте работы по вышеуказанной теме , не всё , конечно , гладко , но это мне дорого , так как этому посвящена моя жизнь … Одаренность ребенка может быть установлена профессионально подготовленными людьми по следующим параметрам: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения (интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое и продуктивное мышление, способности к изо и исполнительскому искусству, психомоторные способности). Одаренность ребенка может быть установлена профессионально подготовленными людьми по следующим параметрам: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения (интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое и продуктивное мышление, способности к изо и исполнительскому искусству, психомоторные способности). ОД не всегда проявляется внешне, т. е. нет интеллектуального блеска, может быть пассивным, застенчивым, может быть из неблагополучной семь. Высокая мотивация к достижению, положительное отношение к школе служит признаком одаренности, но отсутствие ее еще не говорит об обратном. Те, кто опережает сверстников в умственном развитии, кто обладает незаурядной обучаемостью нам известны (хоть одной проблемы меньше), а вот есть такие дети творческого склада ума, у которых своевольное поведение, независимый характер, они непослушны. Такие дети нередко учителей раздражают, в них одаренность они не видят Нам (учителям) необходимы знания психологии. Одаренность в основном определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными.. При этом надо учитывать, что ОД могут быть: 1) с высокими интеллектуальными способностями, 2) с творческими способностями. В условиях обычного обучения одаренному ребенку просто скучно, обучение не соответствует его способностям. Возможны случаи, что они просто становятся нарушителями спокойствия на уроке. Поэтому необходим глубокий индивидуальный подход к такому ребенку, важно чтобы он, потеряв интерес, не стал простым бездельником. В тоже время необходимо учесть что возможно у ОД появление раздутого самомнения. Т. е. необходимо выбирать ситуации благоприятного воздействия на Концепцию детей. Но вернемся к общим приемам работы с ОД. В мою задачу входит создание таких условий, при которых дети смогут «научиться заниматься», т. е. овладевать приемами учебной деятельности. Для этого я провожу занятия на которых учу пользоваться книгой, конспектировать, выделять главное, учу планировать деятельность. В сфере опережающего познания обычно выделяют большое любопытство, с раннего возраста умение прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы, обладание отличной памятью, которая базируется на мышлении. Основываясь на этом, в седьмом классе предлагаю таким детям задания-игры по классификации, например, по признаку «вещество», «одежда», «внешность» и т.п,такие учащиеся могут самостоятельно привести примеры лексики по темам. . Обязательно задание должно быть творческим, приносить радость открытия, по его выполнению надо ответить на вопросы, сделать выводы. В тоже время нужны такие уроки, на которых ОД могут вносить свой вклад в общее дело класса, общаться с менее способными детьми и детьми с другими способностями (например, с наклонностями к искусству) и находить общие дела, где соединяются фантазия и реальность. Одаренного ребенка стараются воспитать и обучить таким образом, чтобы он представлял интересы воспитавшего его общества. Но именно талантливые дети могут доставить наибольшие проблемы при обучении. Прежде всего это связано с их опережающим развитием и нетрадиционными взглядами на окружающий мир. Довольно часто одаренные дети не хотят подчиняться общим требованиям в школе: не выполняют домашних заданий, не хотят изучать поэтапно то, что им уже известно, и т.д. Наравне с этой проблемой существует и другая – рано развившиеся дети думают значительно быстрее, чем пишут(5). Это приводит к тому, что их работы плохо оформлены, неаккуратны, выглядят незавершенными. В некоторых случаях это может привести к полному отказу ребенка от фиксации своих мыслей. Такие случаи единичны, чаще встречается нестабильность интересов, что приводит к ситуации, когда ребенок не знает, кем хочет стать в будущем [8]. Обычно одаренные дети проявляют повышенную требовательность к себе и другим, нетерпимость к нарушителям собственных канонов. Такие особенности поведения и сознания позволяют одаренному ребенку отказаться от кумиров и авторитетов, что, с одной стороны, затрудняет процесс обучения, с другой – помогает сформировать свой собственный стиль. На ранних стадиях работы с одаренными детьми можно наблюдать и другую неприятную особенность – поверхностность знаний. Это объясняется множественностью интересов ребенка, его желанием заниматься всем, к чему возникает интерес. Следует сказать и о том, что одаренные дети доставляют неудобства не только другим, но, зачастую, и себе самим. Наиболее ярко это проявляется в общении, то есть возникают проблемы межличностной коммуникации одаренных детей. Беря на себя роль организатора, руководителя в раннем возрасте, они, тем самым, вызывают недовольство со стороны остальных участников общения или игры. Это недовольство тем сильнее, чем меньше понимание неординарности человека, взявшего власть в свои руки. Позже одаренные дети бывают склонны к командованию, управлению другими, становятся более жесткими и нетерпимыми. Этот факт можно рассматривать с различных точек зрения: если талантливый ребенок приложит максимум усилий к привлечению внимания к своей личности, то он будет иметь высокий авторитет и уважение группы, в которой развивается; и, напротив, невостребованные управленческие таланты приводят к тому, что человек отвергается коллективом. В первом случае создается благоприятная психологическая обстановка для дальнейшего развития личности, во втором – конфликты могут привести к полной потере интереса к дальнейшему развитию [9]. Вышеперечисленные факты приводят к выводу о том, что одной из важнейших задач педагога при работе с одаренными детьми является создание благоприятной обстановки в коллективе и разрешение конфликтных ситуаций. Важно отметить, что гиперопека таланта может привести к печальным последствиям – обожествлению самого себя и унижению других, а также к отказу от дальнейшего самосовершенствования. Для совершенствования знаний по специальностям проводятся олимпиады различных территориальных уровней (городские, районные, областные и т.д.). 2.1Общие особенности одаренных детей. При достаточном внимании к проявлениям интеллекта и познавательным потребностям ребенка, а также использовании взаимодополняющих методов диагностики можно выявить детей с незаурядными умственными возможностями. Тогда сразу же встает проблема, чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию. Чем же должны отличаться программы для одаренных от обычных учебных программ. Кажется, все причастные к образованию люди понимают, что обучение таких детей должно быть иным, отвечать их существенным потребностям. Однако как это воплотить в жизнь? Ведь одаренные дети не похожи друг на друга - как по диапазону и своеобразию своих способностей, так и по личностным характеристикам. В гибкой программе признаются эти различия в развитии познавательных процессов и некоторых навыков в предпочитаемых стилях работы. Однако дети с высокими умственными возможностями обладают некоторыми общими особенностями, которые должны учитывать учебные программы для них. К таким общим особенностям относятся следующие. - Способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений. Такая особенность требует широты тем, материала для обобщений. Прекрасные возможности в этом отношении представляет междисциплинарный подход. - Потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них. Эта потребность редко удовлетворяется при традиционном обучении, ей надо дать реализоваться в спец. учебных программах через самостоятельную работу, задания открытого типа, развитие необходимых познавательных умений. - Способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения. Целенаправленное развитие высших познавательных процессов в специальных учебных программах поднимает эти способности на качественно новый уровень и избавляет от бремени бесконечных повторений очевидного. - Обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников. Включение в учебную программу аффективного компонента дает возможность ребенку лучше понять себя, других, научиться выражать себя и свои переживания и ведет к принятию себя и других. Существуют разные стратегии обучения одаренных детей, которые могут быть воплощены в разные формы. Для этого разрабатываются спец. учебные программы. К основным стратегиям обучения детей с высоким умственным потенциалом относят ускорение и обогащение, они имеют ряд конкретных форм. 2.2.Ускорение обучения. Проблема ускорения. Вопросы темпа обучения являются предметом давних( до сих пор не утихающих споров как среди ученых-психологов( так и среди педагогов и родителей. Многие горячо поддерживают ускорение( указывая на его эффективность для одаренных учащихся. Другие считают( что установка на ускорение — односторонний подход к детям с высоким уровнем интеллекта( так как не учитываются их потребность в общении со сверстниками( эмоциональное развитие. Следует заметить что ускорение возможно не только( как это представляют( в форме «перескакивания» через класс. Существуют другие его варианты. Ускорение связано( в первую очередь( с изменением скорости обучения( а не содержания( того( чему учат. Каковы психологические предпосылки обращения к ускорению? Потребность в ускорении. Одной из бросающихся в глаза особенностей интеллектуально одаренных детей является их раннее речевое развитие. В силу разных причин эти дети понимают большее количество слов и больше сообщений. Отсюда — быстрота в схватывании сущности( смысла( характерные для них. Как следствие( такие учащиеся способны усваивать учебную программу с высокой скоростью. Имеются основания считать( что когда уровень и скорость обучения не соответствуют потребностям ребенка( то наносится вред как его познавательному( так и личностному развитию. Быстрое схватывание( великолепное запоминание информации( сила обобщения( любознательность и независимость суждений под влиянием уже освоенной скучной учебной программы тратятся в холостую. Следующая аналогия дает возможность почувствовать необходимость стратегии ускорения. Занятия одаренного ребенка в обычном классе по стандартной учебной программе похожи на тот случай( когда нормального ребенка по ошибке помечают в класс для детей с задержкой умственного развития. Ребенок в таких условиях начинает приспосабливаться( он старается быть похожим на своих одноклассников в самых разных проявлениях( и спустя какое то время его поведение будет похоже на поведение всех остальных детей в классе. Он начинает подстраивать выполнение заданий по качеству и количеству под соответствующее ожидание учителя. У невнимательного( неподготовленного педагога такой ребенок может надолго задержаться в развитии. Приведенное описание — лишь аналогия. Как показывают многие исследования( существуют различия между ситуацией с обучением нормального ребенка в классе для детей с задержкой умственного развития и той( где одаренный ребенок учится в обычном классе. Дело в том( что учитель( получивший специально подготовку с умственно отсталыми детьми( гораздо легче заметит нормального ребенка в своем классе( чем обычный учитель выделит одаренного в обычном классе. Значительная часть проблем детей с высоким интеллектом в обычном классе определяется тем( что они легко справляются с учением и поэтому могут не привлекать к себе внимания( создавая у учителя впечатление( интеллектуальные потребности удовлетворены. Однако неожиданный бунт ученика или жалобы родителей могут обнаружить( что это далеко не так. Эффективность. Все специалисты сходятся в том( что в каком либо виде ускорение должно входить в любую программу обучения детей с высоким умственным развитием. Также единодушны они в том( что ускорение не является универсальной стратегией( необходимой всем одаренным. Очевидно( несопровождаемое какими- то ещё изменениями в программе( ускорение лишь сокращает число лет( проводимых в школе. Многолетние исследования( проведенные рядом психологов( показали( что ускорение способствует развитию интеллекта и обычно не наносит вреда в сфере общения (отмечаемые иногда трудности во взаимоотношениях с окружающими( по мнению тех же психологов( могли быть и до ускорения( а без него( возможно( были бы еще более выражены). Судя по всему( при правильно проводимом ускорении отрицательные последствия редки. Это не исключает отдельных случаев( когда нагрузка становится непомерно большой( не соответствует ни способностям( ни физическому состоянию ребенка. Возможно также сильное давление со стороны родителей на ученика или же нереалистически высокие притязания самого ребенка( что может стать источником разочарований( трений с учителем или одноклассниками. Критерии для использования ускорения. Основные требования при включении учащихся в учебные программы( построенные с использованием ускорения следующие: - Учащиеся должны быть определенно заинтересованы в ускорении( демонстрировать явный интерес и повышенные способности в той сфере( где будет использовано ускорение; - Дети должны быть достаточно зрелыми в социально-эмоциональном плане; - Необходимо согласие родителей( но не обязательно их активное участие. Считается( что ускорение — наилучшая стратегия обучения детей с математическими способностями и с одаренностью к иностранным языкам. Формы ускорения. Существует несколько организационных форм ускорения: - Ранее поступление в школу; - Ускорение в обычном классе; - Занятия в другом классе; - «Перепрыгивание» через класс; - Профильные классы; - Радикальное ускорение (возможность заниматься по университетской программе); - Частные школы; - Раннее поступление в высшее учебное заведение. Исследователи( изучавшие эффективность форм ускорения на всех возрастных этапах( единодушны в том( что оптимальный результат достигается при одновременном соответствующем изменении содержания учебных программ и методов обучения. «Чистое» ускорение в какой-то степени напоминает скорую медицинскую помощь( снимая некоторые «срочные» проблемы развития незаурядных детей( но не предоставляя возможности удовлетворить их основные познавательные потребности. Поэтому редко используется только ускорение. Как правило( учебные программы основываются на сочетании двух основных стратегий — ускорения и обогащения. 2.3.Обогащение обучения. Стратегия обогащения. Стратегия обогащения в обучении выдающихся по своим способностям детей появилась как прогрессивная альтернатива ускорению( которое начали практиковать несколько раньше. Передовые педагоги были озабочены развитием ребенка как целостной личности и поэтому считали( что обогащение( без установки на ускорение как на самоцель( дает ребенку возможность созревать эмоционально в среде сверстников( одновременно развивая свои интеллектуальные способности на соответствующем уровне. Такое представление об обогащении сохраняется у большинства современных специалистов. «Горизонтальное» и «вертикальное» обогащение. В некоторых случаях обогащение дифференцируют на «горизонтальное» и «вертикальное». Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета( и поэтому его иногда называют ускорением. Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний. Одаренный ребенок не продвигается быстрее( а получает дополнительный материал к традиционным курсам( большие возможности развития мышления( креативности( умение работать самостоятельно. Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора( знаний об окружающем мире и самопознание( углубление этих знаний и развитие инструментария получения знаний. Обогащение познавательных процессов. Важное значение имеет обогащение( ориентирующее на развитие самих умственных процессов учащихся. Здесь находят свое отражение основные психологические подходы к применению интеллекта и познавательной деятельности. После работ Дж. Гилфорда принято учитывать( что одни факторы интеллекта характеризуют выполняемые умственные операции (запоминание( оценочные операции)( другие особенности материала (образного( символического)( третьи — получаемый продукт( или результат( мышления (классификация( определение последствий). Это «трехмерная» модель вдохновила на разработку соответствующих методов обучения. Психологи очень много внимания уделяют процессу решения задач( проблемному обучению. Когда речь идет о решении задач( имеют в виду общий подход к развитию умений рассуждать( что включает умения: - Выявить проблему( - Проанализировать различные варианты ее решения( - Оценить достоинство каждого варианта( - Обобщить все найденное и т.д. Развитие этих умений связано как с исследовательским умениями( так и с умениями критически мыслить. Умения решения задач могут даваться и вне конкретных дисциплин( вводится как бы в чистом виде. Такое усвоение общего отношения к задаче предполагает и особую подготовку к переносу выработанных умений на конкретные ситуации и учебные предметы. Когнитивная психология( объясняющая человеческое познание через процессы обработки информации( аналогичные компьютерным( вселила надежду на развитее новых сторон мышления. Учебные программы( рассчитанные на развитие познавательных процессов( включают разные виды игровой активности( шахматы( математические и логические игры( моделирование жизненных ситуаций с привлечением компьютерных игр. Дидактические подходы к обучению. Многие теоретические и практические находки отечественной педагогической психологии и дидактики хорошо согласуются с потребностями и особенностями выдающихся в умственном отношении детей. Это идеи укрупнения единиц содержания за счет содержательного обобщения (В.В Давыдов)( упомянутый выше проблемный подход к обучению (А.М.Матюшкин и др.)( использование опорных схем и сигналов (В.Ф.Шаталов)( использование укрупненных дидактических единиц (П.М.Эрдниев). Все эти подходы должны быть исследованы применительно к ситуации обучения одаренных детей. Обогащение обучения может быть специально направленно на развитие творческого мышления. Сюда могут входить занятия по решению проблем с применением таких известных техник( как мозговой штурм во всех вариантах( синектика и т.д. занятия( ориентированные на развитие личностных характеристик творцов( могут включать упражнения на релаксацию( медитацию визуализацию и т.п. Корректирующие( развивающие и интегративные программы. Хотя имеется много данных характеризующих одаренных детей( как хорошо приспосабливающихся( самостоятельных( более социально зрелых( тем не менее большинство педагогов рекомендуют программы в социально-эмоциональной сфере. Они могут ориентироваться на разные цели. Корректирующие программы создаются для тех одаренных детей, которые испытывают эмоциональные или поведенческие трудности. Развивающие создаются для улучшения состояния эмоциональной сферы( в них используются такие виды упражнений как ролевой тренинг( тренинг сензитивности( обсуждения в малых группах. Интегративные программы соединяют познавательные и эмоциональные компоненты. Их можно разделить на( направленные на обсуждение жизненных ценностей и связанные с исследованием проблемы самоактуализации. Американский педагог Дороти Сиск полагает, что обсуждение жизненных ценностей важно для одаренных детей из-за их высокоразвитых умений рассуждать( повышенной чувствительности к несправедливости и противоречиям. Поэтому курсы( в которых сочетаются эмоциональные и познавательные стороны( рассматриваются как весьма желательные для таких учеников. Они помогают ( - Делать осознанный выбор( - Искать альтернативы в ситуациях выбора( - Взвешивать последствия каждого выбора( - Утверждать то( что значимо для этих детей( - Оценивать и совершенствовать свой образ жизни. Программы по самоактулизации основываются на традиционных проблемах гуманистической психологии и( согласно данным исследований( положительно влияют на самооценку и межличностные отношения. Сопоставление стратегии ускорения и обогащения показывает( что они могут переходить одна в другую в зависимости от поставленных целей и задач однако их выделение помогает яснее понять( чего мы хотим добиться. Важно также осознавать достоинства и недостатки разнообразных форм воплощения стратегии. Одаренные дети в большинстве своем индивидуалисты, предпочитают трудиться в одиночку, поэтому при работе с ними мы применяем индивидуальные и коллективные формы работы (парные, групповые, командные). На собственном опыте обучения английскому языку детей во внеурочное время можно сказать, что наиболее эффективным в плане развития социальной, равно как и коммуникативной, компетенции является использование метода проектов, применение современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе и мультимедийных обучающих программ. Познакомившись с мультимедийными обучающими программами по английскому языку, мы пришли к необходимости изменить своё отношение к преподаванию этого предмета в школе - огромный интерес у учащихся вызывают не только разнообразие тем, видов деятельности, но и красочность, увлекательность самих компьютерных программ. Сегодня существует множество компьютерных обучающих программ по английскому языку, большинство из которых предназначены для индивидуальных занятий. Развитию одаренности учащихся старших классов способствует то, что в последние годы в работе со старшеклассниками мы стали применять в своей практике методику обучения в сотрудничестве, частью которой является метод проектов. Этот метод широко используется в нашей школе на уроках информатики, так что для наших учащихся технология создания проектов уже знакома. Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию). В основе проекта лежит какая-либо проблема, задача, требующая исследовательского поиска для её решения, самостоятельной деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время. Возможности использования Интернет - ресурсов при работе по методу проектов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Кроме этого учащиеся принимают участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываются со сверстниками из других стран, участвуют в чатах, видеоконференциях и т.д. Особый интерес представляют международные телекоммуникационные проекты. Это совместная учебно-познавательная творческая деятельность учащихся - партнёров, организованная на основе компьютерных телекоммуникаций, имеющих общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата совместной деятельности. Наши учащиеся неоднократно принимали участие в работе международной конференции, проводимой немецким институтом Гете «Молодежь и знание», представляя свои работы (мультимедийные презентации и сайты на различные темы) на русском, английском и немецких языках. Вырастет ли из ребёнка с признаками одарённости талантливая личность, зависит от множества причин. Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность одарённых детей, что мы и пытаемся сделать на своих уроках. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, но в то же время нужно помочь одаренному ребенку вовремя выявить свой талант, а не закопать его в землю. Для этого нужно на ранней стадии обучения выявить таких детей и помочь им в дальнейшем развить свою одаренность.