В наше время интерес к разрешению конфликтов возрастает в геометрической прогрессии. Каждый человек желает участвовать в принятии решений, которые касаются именно его как личностью. Всё меньше и меньше людей соглашаются с навязанными им кем-либо решениями. Такая ситуация, возникшая в нашем современном обществе, естественным образом влияет на положение в школьном сообществе. Наряду с тем, что общество очень быстро адаптируется и меняется в сторону демократизации и рыночных отношений, школа не успевает реагировать на эти изменения, на всё новые и более широкие запросы, как со стороны учащихся, так и со стороны учителей и родителей. Это, несомненно, оказывает влияние на взаимоотношения учителей, учащихся и родителей, что выражается в возникновении конфликтных ситуаций и конфликтов как таковых в школе. В связи с этим, мы полагаем, что данная работа, целью которой является рассмотрение и практическое применение технологий и методов преодоления школьных межличностных конфликтов, является особенно актуальной для настоящего школьного сообщества и имеет как теоретическую, так и практическую ценность. Анализ школьных социальных конфликтов пока, в основном, имеет характер прикладных исследований, на базе которых делаются попытки обобщения проблемы, и формирования концепций при этом основной задачей является осмысление конфликта как социального феномена, его рационализма и придание ему цивилизованных, созидательных форм. Вместе с тем выяснились обстоятельства, которые затрудняют анализ школьных социальных конфликтов, разработку концепции социального согласия. Во-первых, сказывается неспособность общественной системы воспринимать конфликты любого уровня. Во-вторых, социальную напряженность и конфликтность нельзя объяснить только отсутствием демократии. Нужно иное качество организации школьного общества, в котором конфликт будет рассматриваться не как нечто экзотическое или запретное, а как нормальный элемент школьного общества, в котором противоречащие друг другу интересы социальных групп постоянно сталкиваются, но умело регулируются законом. В-третьих, наблюдается недостаток знаний в сфере социальной культуры. Нет надёжной опоры в виде информации о жизни мира, культурах, истории, зато развитие привычки следовать за «идеологическими поводырями», лидерами, уповать на всемогущество школьного руководства вместо того, чтобы разобраться в ситуации и действовать самостоятельно. Изучение конфликтов является особенно актуальным в нашем обществе и имеет как теоретическую, так и практическую ценность. Слово «конфликт» происходит от латинского «conflictus», что в переводе означает «столкновение». Например, М.А.Робер и Ф.Тильман определяют конфликты следующим образом: это состояние потрясения, дезорганизации по отношению к предшествующему развитию, т.е. конфликт – это генератор новых структур. Определение Дис фон Нейшана и О.Моргенштейна звучит следующим образом: «Конфликт – это взаимодействие двух объектов, обладающих несовместимыми целями и способами достижения этих целей». К. Левиным конфликт характеризуется как ситуация, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно равной величины. В теории социального конфликта Л. Козера конфликт – это борьба по поводу ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти, и средств, в которой цели противников нейтрализуются или эмитируются их соперниками. Козер делает упор на позитивный характер конфликта – поддержание динамического равновесия социальной системы. У.Ф. Линкольн подходит к рассмотрению конфликта с позиции здравого смысла и прагматизма и придерживается такого рабочего определения: конфликт – это понимание, воображение или спасение хотя бы одной стороной того, что её интересы нарушает, ущемляет и игнорирует другая сторона и эти стороны готовы бороться за захват, подавление или уничтожение интересов соперников ради удовлетворения собственных интересов. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. (« Основы конструктивного общения. Хрестоматия.» Новосибирск 1997г. ) под конфликтом понимают столкновение противоположно-направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия. Классификация конфликтов. В научной литературе имеются различные классификации конфликтов. Основаниями для классификаций могут быть: их источники, содержание, значимость, тип разрешения, социальная формализация, социально-психологический эффект, социальный результат (Ершов А.А. «Личность и коллектив» Л-1976г.) Остановимся более подробно на некоторых классификациях конфликтов. 1) По направленности. Конфликты делятся на «горизонтальные» и «вертикальные», кроме этого выделяют и «смешанные». К «горизонтальным» относят такие конфликты, в которых не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг друга( например, учащиеся школы). К «вертикальным» относят те, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого (учитель-ученик). «Смешанные» = «горизонтальные» + «вертикальные» 2) По значению для коллектива конфликты делятся на конструктивные (созидательные) и деструктивные (разрушительные). 3) По характеру причин конфликты можно разделить на объективные и субъективные (личностные). Объективный конфликт чаще разрешается конструктивно, хотя процесс его разрешения может быть весьма длительным и вызывать напряжённые отношения между участниками конфликта. Субъективный конфликт, разрешается деструктивно. 4) М. Дайг классифицирует конфликты по критерию «истинные ложности» или «реальности». а) «подлинный» конфликт – существующий объективно и воспринимаемый адекватно; б) «случайный» или «условный» конфликт, зависящий от легко изменяемых обстоятельств, что, однако, не осознаётся сторонами; в) «смешанный» конфликт, когда имеется в виду явный конфликт, за которым скрывается другой, невидимый конфликт, лежащий в основании явного. г) «неверно приписанный» - конфликт между сторонами, ошибочно понявшими друг друга; д) «латентный» - конфликт, который должен был бы произойти, но которого нет, т.к. он не осознаётся сторонами по каким-либо причинам. е) «ложный» конфликт – когда отсутствуют объективные основания конфликтов, но он существует только в силу ошибок восприятия и понимания. 5) По типу разрешения конфликты разделяются на: а) конфликты, приводящие к уничтожению одной из противоположной тенденции, стереотипов, взглядов – при антагонистическом характере конфликта (отказ от социального поведения одной из сторон); б) конфликты, приводящие к модификации обеих противоположных тенденций сторон (уступки, прибегание к личностным защитам); в) конфликты, приводящие к отсрочке реализации или переориентации одной из несовместимых в данной ситуации потребностей, установок личности или группы и к утверждению, признанию и победе другой стороны. г) конфликты приводящие к выбору в данной ситуации одной из одновременно невозможных тенденций, линий поведения не противоречащих друг другу (признание правды партнёра по частым вопросам). 6) По типу социальной формализации конфликты подразделяются на официальные и неофициальные (формальные и неформальные). Они часто связаны с бюрократической организацией. 7) По социально-психологическому эффекту конфликты делятся на: а) развивающие, утверждающие, активирующие каждую из конфликтующих личностей или группу в целом; б) способствующие самоутверждению или развитию одной из конфликтующих личностей и подавлению, ограничению другой личности. 8) По объёму социального взаимодействия выделяются конфликты межгрупповые, внутригрупповые, межличностные и внутриличностные. И тем не менее в исследованиях социальных конфликтов можно выделить следующие основные сферы: 1. Межличностные конфликты в процессе совместной деятельности. Фактором, предохраняющим или, наоборот, подталкивающим человека к конфликту с окружающими, становится его самооценка (или оценка его деятельности, статуса, престижа социальной значимости). Если же взаимоотношения с коллегами и восприятие своей доли, участия в общем труде имеют высокую степень значимости, то сохранится внутренняя положительная установка на конструктивную деятельность в рамках коллектива, группы, общества. Наиболее известная типология межличностных конфликтов принадлежит Н.В. Гришиной («Я и другие. Общение в производственном коллективе» Л.-90г.), которая рассматривает их как вертикальные и горизонтальные и как их различные модификации: а) конфликты, вызванные факторами, препятствующими достижению людьми личных целей трудовой деятельности; б) конфликты, возникающие, как реакция на препятствие к достижению основных целей деятельности; в) конфликты, обусловленные несоответствием поведения партёров по работе, нормам и ценностям, принятым в коллективе; г) конфликты, возникающие на основе взаимоотношений людей, их притязаний, особенностей личности (здесь необходимо вспомнить о взаимных симпатиях и антипатиях между людьми). 2. Трудовые конфликты. В личностных и межличностных групповых отношениях имеет место социальная напряжённость, которая понимается как уровень конфликтности. Социальная напряжённость – это результирующая трёх взаимосвязанных факторов: неудовлетворённости, способов её направления и массовости, поэтому нужно оценивать степень удовлетворённости человека в социальных потребностях. В социальной напряженности выражается потребность в обновлении, изменении существующей жизнедеятельности, и конфликт становится средством такого изменения. 3. Конфликты среди разных социальных слоёв. Можно выделить три типа социальных отношений, которые могут привести к конфликтам, например, среди различных групп горожан: отношения между занятыми в государственном и негосударственном секторе экономики, отношения между управленческим слоем и государственной торговлей, с одной стороны, и тех трудящихся, кто вне государственного сектора; между частью коренных горожан и лицами некоторых национальностей. Причём важнейшим объектом зреющих конфликтов выступает стремление людей к обретению высокого социального статуса и достижению лучших условий жизни. 4. Межнациональные конфликты вызваны причинами, связанными с социально-экономическим развитием, уровнем жизни в разных регионах. Исследователи подчеркивают, что в подобных конфликтах немало стихийного, взрывного, связанного с импульсивным поведением больших масс людей, объединённых одной идеей, настроением, устремлением. Социально-психологическую напряжённость культивируют и низкая культура межнационального общения, и нарушение прав личности, дискриминирующее национальное меньшинство. В сфере народного образования принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, можно выделить следующие виды конфликтов: ученик - ученик; ученик - учитель; ученик - родители; ученик - администратор; учитель - учитель; учитель - родители; учитель-администратор; родители - родители; родители - администратор; администратор - администратор. Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто, конфликтуют группа парней и группа девчонок. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и класса. Большое влияние на конфликтное поведение школьников оказывает личность учителя. Ее воздействие может проявляться в различных аспектах. Во-первых, стиль взаимодействия учителя с другими учениками служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками. Исследования показывают, что стиль общения и педагогическая тактика первого учителя оказывают заметное влияние на формирование межличностных отношений учащихся с одноклассниками и родителями. Личностный стиль общения и педагогическая тактика "сотрудничество” обусловливают наиболее бесконфликтные отношения детей друг с другом. Однако этим стилем владеет незначительное число учителей младших классов. Учителя начальных классов с выраженным функциональным стилем общения придерживаются одной из тактик ("диктат” или "опека”), которые усиливают напряженность межличностных отношений в классе. Большое количество конфликтов характеризует отношения в классах "авторитарных” учителей и в старшем школьном возрасте. Во-вторых, учитель обязан вмешиваться в конфликты учеников, регулировать их. Это, конечно, не означает их подавление. В зависимости от ситуации может быть необходимо административное вмешательство, а может быть - просто добрый совет. Положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса, и т.д. Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия, жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, является обычной составной частью реальности. По мнению М.М. Рыбаковой, среди конфликтов между учителем и учеником выделяются следующие конфликты: деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных заданий; поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее; отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей. Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе; когда учитель ведет предмет в классе непродолжительное время и отношения между ним и учеником ограничиваются учебной работой. В последнее время наблюдается увеличение таких конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к усвоению предмета, а отметки использует как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации часто становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается мотивация к учению вообще. Конфликты поступков всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики; конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить. Важно, чтобы учитель умел определить в свою позицию правильно в конфликте, так как если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это ведет к негативным последствиям (например, конфликты могут приобрести постоянный характер). Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие. В жизни же очень часто встречается так, что наши реальные потребности прячутся за позицией, которую мы занимаем в конфликте. Акцент на изменение традиционного отношения демонстрирует К. Томас в своём подходе к изучению конфликтных ситуаций, т.е. акценты должны быть смещены с разрешения конфликтов на управление ими. В соответствии с этим Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей; каким образом можно стимулировать продуктивное поведение. Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими изменениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлечённых в конфликт; и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум способам изменения Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов: 1) Соперничество (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. 2) Приспособление, означающее принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. 3) Компромисс, т.е. соглашение на основе взаимных уступок. 4) Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. 5) Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. К. Томас считает, что только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше: «Если существенные потребности хотя бы одной из сторон будут ущемлены при принятии решения, такое решение будет ощущаться как несправедливое, и конфликт будет продолжать иметь до первой удобной возможности его возникновения и возможности его возобновления и возможности добиться реванша» (Е. Алексеева «Слагаемые успеха некоммерческих организаций»). Наиболее полно стратегия сотрудничества в конфликте описана в книге Хелены Корнелиус и Шошана Фэйр «Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты» Первый шаг в искусстве разрешения конфликта – способность воспринимать конфликт как нераскрытую возможность и следить за появлением сигналов конфликта. Стратегия сотрудничества при реализации требует выполнение следующих шагов: 1)установить, какая потребность стоит за желаниями другой стороны; 2)узнать, в чём ваши разногласия компенсируют друг друга; 3)разработать новые варианты решений, наиболее удовлетворяющие потребности каждого; 4)«Сделайте это вместе. Покажите, ясно, что вы – партнёры, а не противники». Там, где выигрывают обе стороны, они более склонны выполнять и исполнять принятие решения, поскольку они приемлемы для них и обе принимали участие во всём процессе достижения соглашения. Стратегия сотрудничества предполагают творческий подход к конфликту, который позволяет превратить проблемы в новые возможности. «Смотрите на проблемы как на часть увлекательного эксперимента…нейтрализуйте конфликт посредством положительных утверждений: замените негативные обороты речи позитивными: и перенаправьте вашу энергию на то, чтобы приветствовать, а не отвергать проблему» (Х.Корнелиус, Ш. Фэйр). Они же выделяют и следующую технологию управления конфликтом: «Научитесь заменять типичную реакцию в конфликте «я- высказыванием» поясняющим, как вы видите ситуацию» . после этого можно думать о том, чтобы выработать новые альтернативы для принятия более конструктивных решений. Выработку альтернатив можно разделить на три стадии: 1)разработка альтернатив; 2)выбор альтернатив; 3)претворение в жизнь избранных альтернатив Учитель всегда несет ответственность за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций, при этом необходимо учитывать разницу в жизненном опыте участников, которая порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов; различное понимание событий и их причин (конфликт "глазами учителя” и "глазами ученика” видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику- справиться с эмоциями, подчинить их разуму; необходимо помнить, что присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; контролируя свои эмоции, учитель должен быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, "выпустить пар”; необходимо не приписывать ученику свое понимание его позиции, перейти на "Я- высказывания (не "ты меня обманываешь”, а "я чувствую себя обманутым”); независимо от результатов разрешения противоречия необходимо постараться не разрушить отношений с ребенком (высказать сожаление по поводу конфликта, выразить свое расположение к ученику); Успешное разрешение конфликтов, поэтому обычно включают цикл, состоящий из определения проблемы, ее анализа, действия по ее разрешению и оценке результата. В любой конкретной ситуации следует выявить источник конфликта до того, как заняться разработкой политики по их разрешению. Прежде всего, надо выяснить, что произошло. В чем проблема? На этом этапе важно изложить факты, чтобы все согласились с определением проблемы. Чувства и ценностные оценки должны четко отделяться от фактов. И руководитель должен представить идеальное решение со своей стороны. Затем необходимо спросить у всех заинтересованных лиц: какие чувства они испытывают и что бы хотели увидеть в качестве идеального решения. Когда конфликт проанализирован, можно переходить к совместному в духе сотрудничества поиску шагов, чтобы привести всех к примирению. Попадая в конфликтную ситуацию, учитель может направлять свою активность либо на то, чтобы лучше понять своего собеседника, либо на регуляцию собственного психологического состояния с целью погашения конфликта или его профилактики. В первом случае разрешение конфликтной ситуации достигается путем налаживания взаимопонимания между людьми, устранения недомолвок, несогласованности. Впрочем, проблема понимания другого человека довольно сложная. В общении педагога с учениками большое значение имеют не только содержание речи, но и ее тон, интонация, мимика. Если при общении взрослых интонация может нести до 40% информации, то в процессе общения с ребенком воздействие интонации существенно увеличивается. Принципиально важно уметь слушать и слышать ученика. Из литературы известно, что разрешение конфликтной ситуации целесообразно осуществлять по следующему алгоритму: анализ данных о ситуации, выявление главных и сопутствующих противоречий, постановка воспитательной цели, выделение иерархии задач, определение действий; определение средств и путей разрешения ситуации с учетом возможных последствий на основе анализа взаимодействий воспитатель - ученик, семья - ученик, ученик - коллектив класса; планирование хода педагогического воздействия с учетом возможных ответных действий учеников, родителей, других участников ситуации; анализ результатов; корректировка результатов педагогического воздействия; самооценка классного руководителя, мобилизация им своих духовных и умственных сил. Основным условием разрешения конструктивного конфликта психологи считают открытое и эффективное общение конфликтующих сторон, которое может принимать различные формы: высказывания, передающие то, как человек понял слова и действия, и стремление получить подтверждение того, что он понял их правильно; открытые и личностно-окрашенные высказывания, касающиеся состояния, чувств и намерений; информация, содержащая обратную связь относительно того, как участник конфликта воспринимает партнера и толкует его поведение; демонстрация того, что партнер воспринимается как личность вопреки критике или сопротивлению в отношении его конкретных поступков. Процедура урегулирования конфликтов выглядит следующим образом: воспринимать ситуацию такой, какая она на самом деле; не делать поспешных выводов; при обсуждении следует анализировать мнения противоположных сторон, избегать взаимных обвинений; научиться ставить себя на место другой стороны; не давать конфликту разрастись; проблемы должны решаться теми, кто их создал; уважительно относиться к людям, с которыми общаешься; всегда искать компромисс; преодолеть конфликт может общая деятельность и постоянная коммуникация между общающимися. Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт. Разрешение конфликта - это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов (или хотя бы одного из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу. Урегулирование конфликта отличается от разрешения тем, то в устранении противоречия между оппонентами принимает участие третья сторона. Ее участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без их согласия. При завершении конфликта не всегда разрешается противоречие, лежащее в его основе. Затухание конфликта - это временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений. Конфликт переходит из "явной” формы в скрытую. Под устранением конфликта понимают такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта. Несмотря на "неконструктивность” устранения, существуют ситуации, которые требуют быстрых и решительных воздействий на конфликт (угроза насилия, гибели людей, дефицит времени или материальных возможностей). Устранение конфликта возможно с помощью следующих способов: изъятие из конфликта одного из участников; исключение взаимодействия участников на длительное время; устранение объекта конфликта. Исход конфликта рассматривается как результат борьбы с точки зрения состояния сторон и их отношения к объекту конфликта. Исходами конфликта могут быть: устранение одной или обеих сторон; приостановка конфликта с возможностью его возобновления; деление объекта конфликта (симметричное или асимметричное); согласие о правилах совместного использования объекта; равнозначная компенсация одной из сторон за овладение объектом другой стороной; отказ обеих сторон от посягательств на данный объект Прекращение конфликтного взаимодействия- первое и очевидное условие начала разрешения любого конфликта. До тех двух сторон по усилению своей позиции или ослаблению позиции участника с помощью насилия, речь о разрешении конфликта идти не может. Поиск общих или близких по содержанию точек соприкосновения в целях, интересах участников является двусторонним процессом и предполагает анализ как своих целей и интересов, так и целей и интересов другой стороны. Если стороны хотят разрешить конфликт, они должны сосредоточиться на интересах, а не на личности оппонента. При разрешении конфликта сохраняется устойчивое негативное отношение сторон друг к другу. Оно выражается в отрицательном мнении об участнике и в негативных эмоциях по отношению к нему. Чтобы приступить к разрешению конфликта, необходимо смягчить это негативное отношение. Важно понять, что проблему, из-за которой возник конфликт, лучше решать сообща, объединив усилия. Этому способствует, во-первых, критический анализ собственной позиции и действий. Выявление и признание собственных ошибок снижает негативное восприятие участника. Во-вторых, необходимо постараться понять интересы другого. Понять - не значит принять или оправдать. Однако это расширит представление об оппоненте, сделает его более объективным. В-третьих, целесообразно выделить конструктивное начало в по-ведении или даже в намерениях участника. Не бывает абсолютно плохих или абсолютно хороших людей или социальных групп. В каждом есть что-то положительное, на него и необходимо опереться при разрешении конфликта. В процессе настоящего исследования мы пришли к следующим выводам:
Конфликт - это несогласие между двумя или более сторонами (лицами или группами), когда каждая сторона стремиться сделать так, чтобы были приняты именно её взгляды или цели и помешать другой стороне, сделать то же. Следует выделить следующие три стадии развития конфликта: латентную стадию, стадию открытого конфликта, стадию разрешения (завершения) конфликта. В зависимости от сторон конфликты делятся: на внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые, международные. В аспекте потребностей, блокирование которых послужило предпосылкой конфликта, они могут делиться на: материальные, статусно – ролевые, духовные. По критерию результативности конфликты делятся на два типа. Конструктивные, нормальные, позитивные, при которых группы, где они происходят, сохраняют свою целостность, а отношения между членами группы – характер сотрудничества, кооперации. Деструктивные, патологические, негативные, когда взаимоотношения между людьми приобретают нецивилизованные формы, характер противостояний, борьбы, ведущей даже к разрушению и распаду организации.
При возникновении конфликтов в учебном процессе участник его может направить свою активность либо на то, чтобы лучше понять своего собеседника, либо на регуляцию собственного психического состояния с целью погашения конфликта. Таким образом, современный уровень развития конфликтологии позволяет достаточно точно понимать и анализировать возникающие в учебном процессе конфликты. Существующий арсенал методов преодоления конфликтов позволяет разрешать все имеющиеся противоречия в учебной деятельности психологически грамотно. Понимание причин возникновения конфликтов и успешное использование механизмов управления ими возможны только при наличии соответствующих личностных качеств, знаний и умений
|