МО учителей иностранных языков и руководителя Володичевой А.С.
09.09.2011, 08:57
Любому учителю хочется стать значимой фигурой. Значимый учитель сегодня – это одновременно профессионал и личность. Для того чтобы стать значимым, сегодня необходимо практическое овладение теми видами педагогической культуры, к которым учитель готов чаще всего только теоретически. Учитель постоянно находится между практикой и теорией, наращивая свой опыт преимущественно практическими умениями. А любая педагогическая работа – это практическая деятельность, которая, безусловно, должна вести к повышению качества образования. Именно поэтому ШМО учителей иностранных языков с 2008 года работает над совершенствованием качества образования по иностранному языку, путем использования современных педагогических и информационно-коммуникативных технологий. Актуальность выбранного направления совершенствования научно-методической работы школьного методического объединения учителей иностранных языков объясняется тем, что добиться высокого качества образования, а также суметь воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие "профессионализм” включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения, установки. В ходе этой деятельности педагог становится активным субъектом процесса совершенствования. Это требует комплексного подхода к многогранной научно-методической работе, которая стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы. Новизна опыта работы ШМО учителей иностранных языков состоит разработке системы учебных и внеклассных занятий с использованием современных педагогических технологий, накоплении дидактического, наглядного и справочного материала к учебным темам. При новых целях образования необходимо по-новому относиться к организации методической работы в школьном методическом объединении. Традиционная методическая работа предполагает повышение профессионального уровня учителя посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приемах, технологиях и умений за счет копирования их в своей деятельности. Надо отметить, что именно так строилась методическая работа учителей иностранных языков в школе но, изучив труды таких известных педагогов, психологов, методистов как Л.С.Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев (деятельностный подход к обучению), Стил, Мередит, Темпл, Уолтер (технология развития критического мышления), Е.И. Пассов, Н.А.Селиванова, А.Ю.Шашурина, В.П.Кузовлев (опыт методической организации коммуникативно-ориентированного обучения иноязычной речи), Е.С.Полат (основы технологии обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникационных технологий), М.М.Поташник, М.В.Левит (методические требования к уроку в условиях развивающейся школы), и учитывая новые ценности образования и методической работы в целом, были определены новые цели и разработана модель методической работы в школьном методическом объединении учителей иностранных языков. Качество педагогической деятельности имеет важнейшее значение для развития всей системы образования. Сегодня чрезвычайно востребован педагог, личностные и профессиональные качества которого оказались бы на уровне сложности стоящих перед обществом задач. Такие требования должны быть подкреплены соответствующими условиями, ибо без качественной подготовки педагога, без его социальной защиты, без обеспечения его необходимыми условиями труда, без мотивации его успешности высокого качества образования не достичь. В ходе работы методического объединения учителей иностранных языков возникли следующие проблемы в организации методической работы и формировании системы повышения квалификации: 1) Многотемье самообразовательной деятельности учителей иностранных языков (приложение №1), снижение возможности глубокого изучения проблем и выработки общих подходов на уровне всего коллектива. 2) Преобладание в планах работы МО и личных творческих планах учителей текущих учебных, организационно-методических проблем и контрольных функций в ущерб непрерывному образованию и развитию профессионально-педагогической культуры. 3) Отсутствие дифференцированного подхода к планированию повышения квалификации педагогов в зависимости от их уровня квалификации и потребностей. Были выявлены следующие принципы обновления научно-методической работы и формирования системы повышения квалификации педагогов: 1) Проблемно-тематическое планирование индивидуальной и групповой форм методической работы учителей иностранных языков. 2) Тематика, исходящая из целей и задач развития школы на данном этапе. 3) Планирование промежуточных и конечных результатов в групповой и индивидуальной работе с педагогами. 4) Создание межпредметных и временных творческих групп. (приложение №2) Целью методической работы школьного методического объединения учителей иностранных языков является оказание действенной помощи учителям в улучшении организации образовательного процесса, в обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышение теоретического уровня и педагогической квалификации педагогов в условиях развития адаптивной профильной школы. Для достижения цели решаются следующие задачи: 1) Освоение психолого-педагогических, методологических основ, необходимых для совершенствования качества образования 2) Совершенствование методики, повышение эффективности занятий, подготовка пособий и учебно-методических материалов, отвечающих современному состоянию науки, требованиям психологии и педагогики. 3) Совершенствование существующих и внедрение новых форм, методов и средств обучения и воспитания, внедрение в учебный процесс передового педагогического опыта, новых информационных технологий. 4) Совершенствование учебных планов и программ. 5) Создание условий и привитие интереса к самообразованию. Содержание методической работы 1) Опытно-экспериментальные исследования по различным вопросам учебной и воспитательной работы. 2) Координация разработки учебных планов и программ и их согласование. 3) Обсуждение проблем информатизации образования, повышения качества профессиональной подготовки учителей на основе информационной техники. 4) Анализ и коррекция подготовки учащихся по результатам текущей успеваемости и экзаменов, контрольных посещений занятий. 5) Организация теоретических и научно-практических бесед по вопросам новых достижений в науке по проблемам обучения и воспитания обучающихся, методики проведения отдельных видов занятий. 6) Выявление, обобщение и распространение положительного опыта учебной, воспитательной и методической работы отдельных педагогов методического объединения. Вся научно-методическая работа ведется по трем направлениям повышения квалификации учителя - как предметника, методиста, воспитателя. Работа по повышению квалификации учителя-предметника проходит через школьные методические объединения учителей иностранных языков, временные творческие группы. Деятельность МО направлена на непрерывное повышение компетентности педагогов в области науки, учебного предмета, методики его преподавания и расширения кругозора учащихся по предмету. Педагогический коллектив ШМО учителей иностранных языков разнороден по возрасту, педагогическому опыту, профессионализму (приложение №3). Поэтому в методической работе используется разноуровневый подход. Коллектив условно разделен на три группы педагогов, которые отличаются уровнем владения педагогическим мастерством. Первая группа педагогов (Редько З.Я., Пархоменко Е.В., Ананко О.Н., Степанищева С.Н.)Вторая группа педагогов ( Захарченко А.В., Скрипченко Л.И., Володичева А.С., Кретова Н.Ю.)Третья группа педагогов (Анпилова И.А., Катаржнова Р.С.) Обладают высокими педагогическими способностями. Главные проводники новых технологий, разработчики диагностического инструментария. Итог работы – разъяснение методик менее опытным педагогам и распространение разнообразных дидактических материаловГруппа совершенствования педагогического мастерства. Для них организуются различные консультации по возникающим проблемамГруппа становления педагогического мастерства. Ее составляют молодые учителя. Для помощи молодым учителям организована школа молодого учителя.
Комплексные программы в системе методической работы Наряду с текущей методической работой учителями иностранных языков внедряются здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс (приложение №4), проводится системная работа с молодыми педагогами (приложение №5). Также была разработана и успешно реализовывается программа "Одаренные дети” по индивидуально-разработанным планам учителей МО, о чем свидетельствуют высокие результаты ЕГЭ по английскому языку в 11 классе и результаты муниципального этапа всероссийской олимпиады по английскому язык ( приложение № 6) Для того, чтобы достичь высокого уровня качества образования по иностранным языкам, проводится единая стратегия обучения через сквозные программы (Английский язык. Школа с углубленным изучением иностранных языков. II-XI классы. В.В.Сафонова. «Просвещение», 2009 год; Федеральные примерные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) образования по английскому языку, базовый уровень. 2004 год.) и использование УМК, которые последовательно ведут ребенка от начальной школы к средней и старшей. В работе используются новейшие учебно-методические издания отечественных авторов. Это УМК И.Н.Верещагиной, К.А. Бондаренко, Т.А.Притыкиной (английский язык, учебники для 3-4 классов школ с углублённым изучением английского языка, лицеев и гимназий), О.В Афанасьевой, И.В.Михеевой (английский язык, учебники для 5-9 классов школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий), программа курса английского языка для II-XI классов общеобразовательной школы под редакцией М.З. Биболетовой, Н.Н.Трубанёвой. Преподавание немецкого языка в старшем звене ведется по программе для общеобразовательных учреждений немецкий язык 10-11 класс Г.И. Воронина, И.В. Карелина (учебник «Немецкий язык, контакты» 10-11 класс); в среднем звене по программе автора Бим И.Л. Бим (учебник «Шаги 1-4»). Все УМК построены в соответствии с современными требованиями к владению иностранным языком в начальной, основной и средней школе, они включают не только учебник, но и книгу для учителя, рабочую тетрадь, книги для чтения, аудиокассеты и аудиодиски для работы в классе и дома. Оптимально использовать УМК помогают оборудованные с учетом современных требований кабинеты иностранного языка (компьютер, магнитофон, словари и справочники отечественных и британских изданий). Формы научно-методической работы Формы научно-методической работы разнообразны и соответствуют содержанию работы, профессиональными возможностями, образовательными потребностями и интересами учителей. Их объединяем в шесть блоков: БлокФормы Поисковая работа и научные исследования учителей иностранных языковУчастие в работе экспериментальной площадки, разработка и апробация авторских и вариативных программ, рецензирование, изучение теоретического материала по проблеме исследования, участие в научно-практических конференциях, семинарах, статьи в журналах и сборниках Руководство поисковой работой обучающихсяРуководство предметными кружками, участие в организации научно-практической конференции учащихся, обработка материалов экспериментальной работы учеников, проведение консультаций учащихся, руководство работой одаренных учеников по индивидуальным планам Разработка методической документацииРабота по составлению учебных планов, рабочих программ, разработка экзаменационных материалов в классах с углубленным изучением английского языка Подготовка учебных аудио- и видеозаписейПодготовка аудио- и видеозаписей уроков, внеклассных мероприятий Повышение квалификации учителейКруглые столы, индивидуальные консультации, открытые уроки, взаимопосещения, работа с научно-методической литературой, наставничество, участие в конкурсах профессионального мастерства "Современный урок иностранного языка» Обобщение и распространение инновационного педагогического опытаРабота по сбору материалов с целью изучения инновационного опыта, систематизация и обобщение материалов творчески работающих учителей, распространение и внедрение инновационных наработок в образовательный процесс, мастер-классы, педагогические мастерские, выступления на педсоветах, создание информационной базы для учителей ШМО учителей иностранных языков
Комплексное и коллективное обучение педагогов дает больше результатов, чем отдельное, поэтому было решено развернуть такую модель работы с учителями, которая в мировой практике называется обучение педагогов внутри школы, что подразумевает не только обучение в форме занятий, но и консультационную работу с отдельными педагогами или группой учителей и разработку учителями решений методических вопросов. Процедуры методической работы Обсуждение деятельности педагогов (подача и рассмотрение объективной информации о состоянии учебно-воспитательного процесса, выработка рекомендаций по повышению качества образования); работа с литературой (изучение новых современных технологий и нестандартных приемов преподавания иностранных языков); индивидуальные неформальное консультирование (обращение к более опытным учителям и учителям наставникам с вопросами по организации учебных занятий); тренинговые процедуры (совместная работа школьного психолога и учителей иностранного языка, с целью улучшения психоэмоционального состояния учителей и улучшения их коммуникативных навыков (приложение № 7); посещения занятий с последующим обсуждением с целью анализа профессиональной деятельности учителя, направленного на выявление ресурсов, условий и процессов, обеспечивающих качество образования, а также для оказания помощи учителю в организации деятельности по повышению эффективности образовательного процесса. Распределение функций управления научно-методической работой ШМО (приложение №8) Функции управления научно-методической работойОрганы, ответственные за выполнение функций Определение стратегических направлений научно-методической работы ШМО учителей иностранных языковЗам. директора по УВР Назначение ответственных за управление процессом обучения педагогических кадров, распределение между ними обязанностейЗам. директора по УВР Разработка прогноза потребностей кадров в обучении в соответствии с основными изменениями, которые предвидятся в деятельности школыДиректор, заместитель директора по научно-методической работе Вознаграждение сотрудников, представленных к поощрению за высокие результаты в обучении педагогических кадров и в организации научно-методической работы в школе Директор Управление реализацией избранной стратегии и контроль качества научно-методической работыРуководитель МО Содействие адаптации молодых специалистов, назначение наставниковЗаместитель директора по научно-методической работе, руководитель методического объединения учителей Оценка эффективности действующей в школе системы научно-методической работы на основе анализа, представленного заместителем директора школыДиректор, методический совет
Отчетность по методической работе, оформляется следующим образом: Работа временных проблемных и творческих групп – письменные материалы о проводящейся работе (материалы семинаров, заседаний и конференций, публикации, анализы деятельности). Работа методического объединения (заседания), планы работы, отчеты по деятельности, протоколы заседаний и материалы, созданные в процессе и в результате работы. Участие в семинарах, конференциях – материалы, отражающие содержание проведенной работы (в любой форме). Участие во "внешних программах” обучения – свидетельства и сертификаты об участии. Формы предъявления и обобщения передового педагогического опыта Показ опыта в режиме реального времени в форме серии открытых уроков, внеклассных мероприятий (приложение №9) Ознакомление педагогов с документальным обеспечением реализуемых нововведений. Составление краткого описания предъявленного опыта и создание информационной базы, в которую входит персональный сайт руководителя МО Володичевой А.С. (volodicheva.ucoz.com), позволяющий расширить содержание иноязычного образования, привлечь дополнительный учебный материал, новые информационные источники. С помощью данного сайта учителя, входящие в состав МО презентуют свой педагогический опыт большой аудитории коллег, получают навыки использования дистанционных форм обучения учащихся, интерактивного взаимодействия, а также повышают уровень ИКТ компетенций. (приложение №10) Активно используется и локальная школьная сеть, в которой создана отдельная папка учителей иностранных языков. Это позволяет организовать централизованное хранилище данных с различным уровнем доступа к информации, дает возможность общения между собой с помощью внутришкольного чата, использования в учебном процессе разнообразных цифровых учебных ресурсов (как готовых, распространяемых на компакт дисках, так и собственных разработок). ШМО учителей иностранных языков также активно сотрудничают со школьной видеостудией «Наш формат». Данное сотрудничество позволяет членам МО принимать участие в конкурсах, требующих предоставления видеоматериала. Были отсняты и затем просмотрены на заседании МО с последующим обсуждением отдельные фрагменты уроков ( Пархоменко Е.В., Кретовой Н.Ю., Ананко О.Н., Анпиловой И.А., Володичевой А.С.), мастер-классов, выступлений членов ШМО на городском МО учителей иностранных языков. Такой опыт дает возможность выступающему учителю учесть методические ошибки, увидеть себя со стороны, свои жесты, мимику, сделать вывод об убедительности речи оратора и вовремя исправить ошибки. Формы повышения профессионального мастерства учителей школьного методического объединения учителей иностранных языков: 1)Самообразование- ежегодный отчет по темам самообразования в процессе заседаний ШМО учителей иностранных языков и постоянная работа над методической темой, представляющей профессиональный интерес для педагога; 2)Изучение документов и материалов, представляющих профессиональный интерес- рассмотрение на заседаниях ШМО методических писем и рекомендаций по иностранным языкам; 3)Рефлексия и анализ собственной деятельности- обсуждение профессиональных успехов педагогов, рекомендации коллег по улучшению качества образования по предмету ; 4)Накопление информации по педагогике, психологии, методике, предметному содержанию- обзор, выписываемой учителями ШМО учителей иностранного языка, методической литературы ; 5)Создание базы лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке- информационная база учителей иностранного языка; 6)Разработка заданий и тестов и проведение мониторинга за процессом и результатом обучения- входные и итоговые контрольные работы с III по XI классы; 7)Подготовка программного доклада в начале учебного года и годового отчета о достигнутом – в конце года; 8)Посещение уроков и внеклассных мероприятий у коллег; 9)Собеседования с руководством школы. Результаты работы учителей иностранных языков в школе. Доказательством состоятельности данной работы является повышение качества образования обучающихся по иностранным языкам Исходный, текущий и итоговый мониторинг результативности опыта проводится дважды в год в течение трех лет с 3 по 11 класс. В ходе этого мониторинга выявлялась динамика уровня качества образования каждого ученика. Данные, полученные в результате обследования учащихся, свидетельствуют о положительной динамике отслеживаемых показателей (приложение № диаграмма % повышения, ЕГЭ). Непрерывное повышение квалификации учителей приводит к повышению качества образования обучающихся. Об этом свидетельствуют результаты участия педагогов и школьников в различных конкурсах и конференциях: Все результативность загнать в таблицу 12 шрифтом, последовательно по годам с 2008 по 2011 пример до слов таким образом №Название конкурсаУчитель ГодМесто 1Городские педчтения название докладаВолодичева А.С2008-2009III место 2городские педчтения «Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка»Анпилова И.А.в 2009-2010
Такая же таблица об успехах учеников, вместо учителя ученик и класс Таким образом, учителя иностранных языков МОУ «СОШ №33 с УИОП» успешно решают вопросы повышения качества образования по иностранному языку, путем использования современных педагогических и информационно-коммуникативных технологий.