Участие школьников в социальных проектах как фактор формирования коммуникативной компетенции
Моргунова О.П., Зайцева Р.Н.
В соответствии с современным государственным стандартом изучение иностранного языка направлено на достижение цели развития коммуникативной компетенции – способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями, задачами, ситуацией общения в рамках определённой сферы деятельности. Реализовать эту цель в полной мере позволяет приобщение старшеклассников к участию в социальных проектах. Социальный проект - это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая эффективного разрешения. Ее реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном регионе, социуме. Это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем. Неотъемлемой составляющей проектирования представляется межличностное общение.
Цели урока: Учебные – развитие навыков устной монологической речи, активизация лексико-грамматических навыков по теме, развитие навыков аудирования, письма, развитие навыков поискового чтения с извлечением конкретной информации. Развивающие – развитие умения обобщать, доказывать и логически высказывать свои мысли, вырабатывать аргументы, выражать свое отношение к теме. Воспитательная – развитие умения работать в малых группах, формирование уважительного и ответственного отношения к окружающему миру, воспитание бережного отношения к животным. Компетенции: коммуникативная, интеллектуальная, социальная. Учебные пособия: компьютер, проектор, фрагмент видеофильма «Whipsnade wild animal park», мультимедийная презентация, аудиозапись «Whipsnade wild animal park», текст для аудирования «Whipsnade wild animal park», аудиозапись песни «Penguins` dance», раздаточный материал: картинки животных, тексты с заданиями на извлечение конкретной информации.
Учебные – развитие навыков устной монологическойречи, активизация лексико-грамматических навыков по теме, развитие навыков аудирования, письма, развитие навыков поискового чтения с извлечением конкретной информации.
Развивающие – развитие умения обобщать, доказывать и логически высказывать свои мысли, вырабатывать аргументы, выражать свое отношение к теме.
Воспитательная – развитие умения работать в малых группах, формирование уважительного и ответственного отношения к окружающему миру, воспитание бережного отношения к животным.
Для достижения поставленных целей и задач использовались разнообразные формы, методы и приемы работы. Развитию коммуникативных навыков, способствуют различные формы уроков: «конференция», мастерская, спектакль, дебаты, диспут, путешествие в будущее, путешествие по стране, интервью, киностудия, отчет, «день поэзии», дискуссии, игра, воображаемое путешествие и другие. Одной из форм работы становится игра, развивающая коммуникативные навыки, внимание и системное мышление.
Современное общество требует поиска оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса в школе, много говорится о модернизации содержания языкового образования. Под этим подразумевается не только изучение языка, но и развитие речи обучающихся, которые должны владеть навыками общения на межличностном и межкультурном уровне. Основная цель педагогической деятельности учителя – формирование навыков коммуникации обучающегося средней и старшей ступеней, обладающего навыками речевой культуры, способного не только выражать свои мысли и отношение к культуре англоговорящих стран, но и оценивать чужую мысль, обогащая свой социокультурный уровень. Для реализации поставленной цели учитель решает следующие задачи: 1. Создание условий для мотивации процесса коммуникации. 2. Использование языковых средств для выражения своих мыслей и идей. 3. Включенность языка в предметно-коммуникативную деятельность.
УМК «Enjoy English» 5-6 классы. Раздел: «Животные в нашей жизни». Тема: Чтение текста «Лондонский зоопарк» с детальным пониманием прочитанного. Цели: · учебная – формирование навыков изучающего чтение, совершенствование лексических навыков (задачи: формирование навыков пользования языковым материалом на основе изученного ранее материала); · развивающая – обучение умению использовать изученную лексику в устной и письменной речи; · воспитательная – развитие интереса, любознательности, любви к животным. Оборудование: карта Лондона, картинки по теме «Животные», презентация «Животные». Ход урока 1. Оргмомент. It’s time to say «Hello» and start our lesson. Who is on duty? What date is it today? Who is absent today? If we want to see all animals on one day, where we go? Yes, you are right, we go to the zoo. Every city has its own zoo London has its too. Where is it? Show it on the map. Today we shall play some games, review the words on topic "Animals in our life” and find out some new facts from the history of London Zoo.
Использование оценочных методов для мотивации школьников к изучению иностранного языка
(Моргунова О.П., Зайцева Р.Н.)
В современной методической и педагогической литературе всё больше и больше появляется статей о развитии творческого потенциалашкольников, выявлении их способностей и талантов. Опытныеучителя обычно «чувствуют» таких учеников, тактично и ненавязчиво помогая им найти свой индивидуальный путь к победе. Умение педагога превратить иностранный язык в доступный, понятный и живой, раскрыть всё его богатство и разнообразие и таким образом совершить его волшебное превращение в способ общения мотивируетучеников, не живущих в стране изучаемого языка, к его изучению. Всем известно, что мотивация-это важнейший фактор для успешного овладения иностранным языком. Однако, даже самые мотивированные ученики могут потерять интерес и желание в процессе его изучения, поэтому учителю-профессионалу необходимо постоянно искать эффективные педагогические стратегии для мотивации школьников. Следует отметить , что многие сегодняшние обучающиеся приходят в школу , чтобы добиться своей личной цели: поступить в престижное учебное заведение в России или за рубежом, получить высокооплачиваемую работу или иметь возможность путешествовать по миру. Помочь ученику осуществить свою мечту и научить его иностранному языку является одной из основных задач учителя. Для этого школьникам предлагается составить индивидуальные планы достижения успеха.
(методические рекомендации Г.А.Русских, к.п.н., доцента, ст. научного сотрудника Вятского государственного педагогического университета, зав. лабораторией творчески работающих учителей при информационно-педагогическом центре Кировского областного ИУУ)
Мастер-класс – это средство передачи концептуальной новой идеи своей (авторской) педагогической системы; эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия; особая форма учебного занятия, которая основана на "практических” действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи. Мастер-класс – это форма занятий с педагогами, проводимая с целью знакомства, представления и показа новых оригинальных методик "вызова” традиционной педагогике с большой дозой собственного авторского творчества; открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины; особый вид жанра обобщения и распространения педагогического опыта; одна из форм эффективного профессионального обучения учителя, проявляющего активность в поиске путей для роста своего педагогического мастерства. Содержание работы Учителя-Мастера Учитель-Мастер представляет собственную систему работы, предполагающую комплекс методических приёмов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу; действия взаимосвязаны между собой, оригинальны и обеспечивают эффективное решение учебно-воспитательных задач. Признаками системы работы учителя являются целостность, оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приёма; разносторонность воздействия на учащихся с одновременной сосредоточенностью на развитии стержневых ведущих качеств личности; оригинальность методики. Каждый мастер-класс обладает яркими отличительными чертами. Объясняется этот феномен тем, что у каждого Мастера, открывающего мастер-класс, сложился свой собственный стиль творческой педагогической деятельности. Индивидуальный стиль педагогической деятельности как совокупность индивидуально-личностных характеристик учителя проявляется при отборе содержания, форм, методов организации педагогической деятельности, в процессе рефлексии оценки собственных достижений и неудач. Условия прогнозирования результативности работы "учеников” мастер-класса - мотивация осознанной деятельности всех учителей, принимающих участие в работе мастер-класса; - повышение уровня теоретической и методической подготовки учителей; - готовность "учеников” и Мастера к развитию собственной преобразующей деятельности на научной основе; - рефлексия деятельности "учеников” и Мастеров в процессе собственной практики; - стимулирование познавательного интереса и совершенствование умений по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности; - осуществление индивидуального подхода по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживание позитивных результатов учебно-познавательной деятельности каждого учителя. Технология подготовки и проведения мастер-класса Мастер-класс – является разовой формой работы, которая объединяет небольшие группы учителей. Цель мастер-класса: создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором: а) приобретается опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика; б) формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы. Задачи мастер-класса: 1. Теоретическая задача. В рамках теоретического блока выполняется задача усвоения материала по теме. Для этого Мастеру необходимо соблюдать ряд параметров в подаче теории, а именно: содержательность, доходчивость матерала, образность, новизна. 2. Фасилитаторская задача. В рамках практического блока Мастер выступает в роли фасилитатора, поддерживающего интерес участников мастер-класса к поставленной проблеме и развитие инициативы в получении ими нового креативного и практического опыта. 3. Организационная задача.В рамках презентационного блока решается организационная задача – Мастер обеспечивает условия для презентации творческих результатов педагогов. Основные научные идеи – деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы. Последовательность действий – пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы учителя-Мастера. Критерии оценки – новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий). Качественно новый результат – умение моделировать урок в режиме технологии, в которой эффективно работает Мастер. Структура мастер-классов одержит 3 основных функциональных блока: 1. Теоретический блок, в котором Мастер представляет концепцию по теме мастер-блока. 2. Практический блок, в котором участники в рабочих группах разрабатывают заданную тему или решают проблему. 3. Презентационный блок, в котором участники представляют творческие результаты работы в группах. Алгоритм технологии мастер-класса (пошаговый) I шаг. Презентация педагогического опыта мастера. 1.1. Краткая характеристика учащихся классов, в которых работает учитель; обоснование результатов диагностики, прогноз развития учащихся. 1.2. Краткое обоснование основных идей технологии, которая эффективна в работе. 1.3. 1.3. Описание достижений в опыте работы Мастера, который зафиксирован в СОГИУУ, в отделе по организационно-методической работе и непрерывному повышению квалификации педагогических кадров. 1.4.Доказательство результативности деятельности учащихся, свидетельствующие об эффективности использования педагогической технологии. 1.5. Определение проблем и перспектив в работе учителя. 2 шаг. Представление системы уроков. 2.1. Описание системы уроков в режиме эффективной педагогической технологии. 2.2. Определение основных приёмов работы, которые Мастер будет демонстрировать слушателям. 3 шаг. Имитационная игра. 3.1. Учитель-Мастер проводит урок со слушателями, демонстрируя приёмы эффективной работы с учащимися. 3.2. Слушатели одновременно играют две роли: учащихся класса и экспертов, присутствующих на открытом уроке. 4 шаг. Моделирование. 4.1. Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели в режиме технологии Мастера. (Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею). 4.2. Обсуждение результатов самостоятельной деятельностислушателей. 5 шаг. Рефлексия. 5.1. Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей. Важные особенности мастер-класса è Новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы. è Метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями. è Создание условий для включения всех в активную деятельность. è Постановка проблемной задачи и решение её через проигрывание различных ситуаций. è Приёмы, раскрывающие творческий потенциал как учителя, так и "учеников”. è Мастер-класс отражает умение Мастера проектировать успешную деятельность участников процесса, создаёт условия для роста педагогического мастерства на основе рефлексии собственного педагогического опыта.
Good afternoon. What time is the train to Rome? - In the morning or in the afternoon? When would you like to leave? - In the morning but not very early. At about 8 o’clock. - There’s a train at 8:15. - Is it a direct train? - No. You change at Florence. - Hmm… Is there a direct one? - Yes, a little earlier. There is an express train at 7:38. - What time does it arrive in Rome? - 11:34. - OK, this train suits me. Can I have two tickets, then? - Single or return? - Single, please. First class. How much are the tickets? - € 64.90 each. Smoking or non-smoking? - Non-smoking, please. - Fine. Two tickets next to the window. That’ll be €129.80 altogether. - Can I pay by credit card? - Yes, of course. - Here you are. And one more thing. Which platform for the 7:38? - Platform 10. - Thank you.
Основная цель обучения иностранным языкам в школе является развитие способности учеников к общению на иностранном языке. И одним из способов повышения качества преподавания является ранее начало обучения в системе школьного образования. На начальном этапе обучения закладываются основы коммуникативной компетенции, которые позволяют осуществлять иноязычное общение на элементарном уровне. Именно поэтому большое внимание автор уделяет обучению аудированию, так как данный вид речевой деятельности составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Это позволяет учителю в полной мере оценить преимущества аудирования в обучении английскому языку на начальном этапе, так как оно обеспечивает учащихся богатым языковым материалом и речевыми образцами, которые они затем будут использовать для построения своего собственного высказывания. Овладение данным видом речевой деятельности даёт возможность автору реализовать развивающие, воспитательные и образовательные цели . Недооценка аудирования может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке школьников. Несмотря на это, в течении длительного времени оно не рассматривалось методистами, как отдельный и самостоятельный вид речевой деятельности, а являлось «побочным продуктом говорения». (Гальскова Н.Д., Гез Н.И. – стр.161 [2]). Однако на данный момент, доказано что аудирование –это активный процесс, во время которого происходит напряженная работа всех психических и умственных процессов. Аудирование - особый вид речевой деятельности, который представляет собой одновременно восприятие и понимание речи на слух. Это достаточно сложное умение, которое невозможно полностью заавтоматизировать. Так как слуховая память развита хуже, чем зрительная, и при длительном слушании быстро наступает утомляемость, то процесс забывания услышанной информации происходит намного быстрее. Принимая во внимание психофизические особенности, автор делает вывод о том, что научить аудированию намного труднее ,чем другим видам речевой деятельности. А анализ контрольных и проверочных работ подтвердил вывод автора. Самые низкие оценки учащиеся получили именно за задания по аудированию. К тому же работа над аудированием у самих учащихся не вызывает положительных эмоций. Столкнувшись с данным противоречием, перед автором возник ряд вопросов. Как улучшить качество знания по аудированию? Какие подобрать задания для того, чтобы учащимся нравился такой данный вид работы? Как сделать процесс обучения на начальном этапе интересным и занимательным? Цель работы над данной темой повысить качество знания по аудированию, за счёт применения нестандартных приёмов обучения, обеспечивающих также повышение мотивации учащихся к изучению английского языка.